Суриков Василий Иванович

«Обнаженная натурщица»

Этюд, 1910 | Холст, масло (48,5 х 32,4 см)

Последние десять лет жизни В.И. Сурикова были творчески насыщенными. Он много и напряженно работал над своими произведениями «Степан Разин» (1910), «Посещение царевной женского монастыря» (1912), «Благовещение» (1914). Этюды, портреты полные силы и выразительности, один за другим вырывались из-под его кисти. В поисках натуры, необходимых образов Василий Иванович много путешествовал как по России, так и за рубежом. Весной 1910 года он отравился во Францию и Испанию. Во время поездки он напишет много интересных этюдов и акварелей. В их числе этюд «Обнаженная натурщица».

Еще во время обучения в Академии художеств у профессора П. П. Чистякова молодой художник получал задания для развития его как колориста – «темное тело на белом». Постановкой этой задачи Сурикову открывали тайны колорита в изображении обнаженного человеческого тела.

В апреле 1910 года Суриков приезжает в Париж с дочерью Еленой. В это время здесь жила семья Кончаловских. Василий Иванович и Петр Кончаловский проводили много времени вместе, часто бродили по Лувру. «Вечерами они ходили в студию д’Англада, куда любой человек мог зайти  с улицы и, уплатив 50 сантимов, весь вечер рисовать обнаженных натурщиков. Василий Иванович каждый вечер сидел там, с увлечением тренируясь в рисунке, с интересом поглядывая на посетителей студии, часто самых различных национальностей. Сурикова восхищала эта атмосфера свободы, отвлеченности и высокой культуры, царившей в парижских студиях», – вспоминала внучка художника Наталья Кончаловская.

Этюд, написанный в этой студии, поступил в музейную коллекцию в 1988 году от внука художника М.П. Кончаловского.

прослушать текст

Другие работы автора