В конце XIX – начале ХХ века русские символисты выступили продолжателями романтических традиций. Вера в «Вечную женственность» и «Мировую душу», мечты о пересоздании жизни и преображении человечества сблизили символистов с романтиками. Суриков не принадлежал к кругу символистов, но был внутренне близок новому направлению – стремлением к свободному искусству, вниманием к форме, поискам скрытой сущности красоты.
В ряде портретов этого периода художник воплотил свой художественный идеал без прежнего исторического антуража в современном женском облике, отвечающем духу времени и его представлениям о прекрасном. Сурикову судьба подарила встречу с Анастасией Анатольевной Добринской.
С семьей Добринских Суриков познакомился в 1910 году. Отец семейства Анатолий Михайлович Добринский работал на строительстве Сибирской железной дороги, поэтому вся семья долго жила в Сибири. Затем они переехали в Москву. Суриков был частым гостем этой семьи, у них сложились самые теплые дружеские отношения, которые продолжались в течение последних пяти лет жизни художника. Летом 1910 года Добринские снимали дачу в Ставрополе Самарском на Волге, в прекрасном сосновом бору. Тогда же был написан портрет Анастасии Добринской.
Ася, как ее звали в семье, была необщительной, замкнутой, очень застенчивой девушкой, не имевшая подруг, она мечтала по окончании гимназии уйти в монастырь. Именно ей Василий Иванович уделял больше внимания. В ответ художнику доверялись девичьи тайны и сокровенные мысли. Суриков часто и охотно изображал Асю.
В портретном изображении А. Добринской художнику удалось создать образ кроткой, милой девушки с богатым и сложным внутренним миром, закрытой от мира внешнего. Ее чистота и застенчивость читается во взгляде, в выражении лица, в наклоне головы и положении рук. Этот портрет, один из немногих, созданных на природе, наполнен теплым солнечным светом и воздухом покоряет своей простотой и естественностью.