Неизвестный иконописец

«Икона Богоматери Казанская (со св. Иоанникием Великим и св. Кононом градарем в клеймах)»

Сибирь. Конец XVIII века | Дерево, левкас, паволока, темпера, золочение (100 х 90 х 3,5 см)

Предполагается, что иконография этой иконы появилась в XVII веке в память о чудесном событии, происшедшем в городе Тобольске в 1661 году. Повесть о Явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске – один из памятников сибирской агиографической литературы.

В повести описываются несчастья и природные катаклизмы, произошедшие в Тобольске из-за ненадлежащего обхождения с Казанской иконой Богородицы, которая была заброшена и забыта в чулане. Именно на это небрежение к святыне и указывает чудесно являвшийся несколько раз к дьячку Иоанникию, митрополит Филипп, незадолго до этого события причисленный к лику святых. Он наказал дьячку передать городским властям, что следует во искупление грехов тобольских горожан построить церковь на высоком месте во имя Казанской иконы Богородицы, и в день освящения внести в неё стоящую в чулане, лицом к стене икону Богоматери. Церковь, в конце концов, была построена в три дня и на четвертый освящена. Как отмечается в повести, до построения церкви шли проливные дожди, хлеба гибли, скот вымирал. После постройки церкви  и перенесении иконы, горожане обратились к Богоматери с молитвой: «…о Пречистая Дево, спаси нас милостию Своею! …Милосердная царица, моли многодаровательного Сына Своего, Христа Бога нашего, дабы отвратил праведный гнев Свой и сохранил град и люди в тишине и в благоденствии, и во умножении плодов земных» - дожди прекратились, хлеба и овощи выправились.

Икона храмовая, без полей. Богоматерь изображена оплечно, в повороте вправо. Справа от нее Христос, кисть его правой руки поднята в именословном благословляющем жесте, левая рука скрыта складками гиматия красного цвета. На Богоматери светло-золотистый мафорий с золотым травно-цветочным узором. По краю мафория и по вороту туники кайма с рисунком в виде ромбов. Нимбы – золотые, обведены красной линией.

На уровне нимба Богоматери, два овальных клейма. Слева – с изображением преподобного Иоанникия Великого – святого покровителя дьячка Иоанникия, действующего персонажа повести. Справа – Конона градаря, к которому обращались с молитвой об умножении плодов земных. Иоанникий изображен в монашеском одеянии, в левой руке – четки. Конон держит перед собой обеими руками корзину с плодами. Фон клейм, на которых изображены святые – голубой.

Особенности сибирского стиля написания иконы выразились в ее необычном колорите: светлый фон, серовато-розовая, а не охристая карнация ликов. Созданная в конце XVIII века, эта икона несет на себе явный отпечаток своего времени, когда в традиционное каноническое искусство все чаще проникают приметы светской художественной культуры. Икона была отреставрирована в 1990 году.

прослушать текст

Другие работы автора