Алишер Назиров (род. 1958) – мастер-керамист из г. Риштан в Узбекистане. С 12 лет учился мастерству у Элибоя Далиева, Абдукадыра и его сына Кимсанбоя Абдукадырова.С 1975 г. работал на Риштанском керамическом заводе, где в 1989-1996 гг. был главным художником. В своем творчестве ориентируется на керамику Ибрагима Камилова. С 1986 г. активно участвует в выставках в Узбекистане и за рубежом. В 1994 г. стажировался в Японии, создал свыше 80 работ в мастерской учителя Исокичи Асакура – мастера школы Кутани. С 1991 г. – член творческого объединения Академии художеств Узбекистана. С 1997 г. – член Ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд» и председатель его риштанского отделения. В 2005 г. открыл собственную школу-мастерскую керамики.
Город Риштан в Узбекистане знаменит своими керамическими изделиями, выполненными в характерной сине-голубой цветовой гамме. Особенностью риштанской керамики является использование красной глины «хоки сурх», не нуждающейся в предварительной обработке и выдерживании, которую добывают в городе, а так же ишкоровой глазури, в которую добавляют пепел местного растения «Кирк Бугим», произрастающего в Ферганской долине. Благодаря этой глазури изделия приобретают особый зеленовато-голубой оттенок, уменьшаются блики на поверхности изделий.
Глина, по верованию узбекских мастеров, живая, «дышит» через поры в керамике, отношение к материалу должно быть, как к чему-то святому, как к хлебу, поэтому даже наступать на неё, как и на хлеб – нельзя.
Традиционный для узбекской керамики растительный орнамент имеет символическое значение и тесно связан с окружающим миром. Иногда узоры дополняются изображением сказочных птиц – пожеланием счастья. В риштанской керамике птица – символ мира и свободы. Пёстрое оперение павлина, фазана, или петушиные перья призваны оградить от недоброго глаза.
На представленном в фонде музея лягане изображение птицы счастья «Хумо», сказочной, как Жар-птица. Такие ляганы дарят новобрачным в день свадьбы. Ещё в 11 веке в исламе не было изображения животных. В 15 веке персидский художник-миниатюрист Кемаль-ад-Дин Бехза́д (род. предп. 1455-1460 гг.) доказал, что птиц, лошадей и некоторых других животных можно изображать. В декорировании лягана так же используется техника «чизма» – процарапывание.
В представленных ляганах улавливаются черты ургутской школы керамики. В Узбекистане каждая керамическая школа отличается не только определенным видом изготавливаемой продукции, наличием своеобразных узоров, техникой лепки, обжига и раскраски, но и своей колористической гаммой. В керамике из Ургута в основном используются теплые жёлто-коричневые тона, а также зелёные – от светлых до темно-зелёных. Другие цвета используются фрагментарно и редко. Это и отличает керамику Ургута от других видов гончарных изделий Средней Азии.