Творчество Юрия Деева (1944-1998), живописца, члена Союза художников СССР, представляет собой яркое явление в художественной жизни Сибири второй половины XX века.
Родившись в 1944 году в городе Топки Кемеровской области, Деев провел детство и юность в столице Тувы — Кызыле, впитав атмосферу этого самобытного края. Первые шаги в искусстве он сделал в студии Дома народного творчества в Кызыле, а после службы в армии поступил в Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова в 1967 году, встав на путь профессионального художника. Уже в этот период, наряду с освоением реалистического метода, проявляется стремление к поиску собственного изобразительного языка. Зарождаются характерные черты стиля художника: лаконичность формы, обобщенность образов, декоративная цветовая палитра, стремление к символической условности.
Важным поворотным моментом в творческой биографии Деева становится поездка по сибирским деревням, которую художник совершает в 1989 году. Увиденное им — умирающие деревни, заброшенные церкви, одинокие старики — порождает цикл работ, который становится главной темой его творчества до конца жизни. Деев находит в местных жителях не только прототипы для своих героев, но и глубокий философский подтекст. Его персонажи, сошедшие словно со страниц русских сказок, воплощают народную мудрость и душевную красоту.
Центральной фигурой становится дед Георгий — колоритный сибирский старик, мастеровой и мечтатель, в котором угадываются черты самого художника. Именно его можно увидеть в работах «Банный день», «Дед с петухом», «К весне», «Ко мне пришла радуга», «Ледоход», «Провинция». Рядом с ним оживает целый ряд выразительных персонажей, каждый из которых обладает своим неповторимым характером.
Сюжеты картин Деева разворачиваются словно неторопливое повествование о жизни в сибирской деревни, в которой находится место и земным заботам, и праздникам, и причудам, и поэзии, и частушке, и глубоким размышлениям. Из полотна в полотно кочуют деревянные избушки, лоскутные одеяла, домашние животные — непременные атрибуты деревенского быта.
Творчество Юрия Деева не ограничивается рамками одной темы. Художник обращается к различным сюжетам, стремясь выразить многогранность человеческой жизни. Деев совершает поездки на Крайний Север и создаёт работы «Осень в тундре. Скрипичный концерт» и «Чум учителя», проникнутые романтическим восхищением перед красотой северной природы и особенностью жизни коренных малочисленных народов.
Юрий Деев также обращается и к сложным, трагическим страницам истории. «Реквием. 1941 год» — одно из ключевых произведений художника, посвященных Великой Отечественной войне. Деев, родившийся в военные годы и выросший в семье, на судьбе которой война оставила неизгладимый след, выражает свой глубокий эмоциональный отклик. Обобщенные, но глубоко трагические образы женщин, провожающих своих близких на фронт, становятся символом всеобщего горя и тревоги.
«Люди и птицы» — ещё одно полотно, в котором Деев обращается к теме человеческой трагедии. Несмотря на драматизм образов, картина пронизана чувством единения и солидарности. Эта единение придает произведению эпическое звучание, поднимая личную трагедию до уровня общечеловеческого переживания.
Творческий путь Юрия Дмитриевича Деева можно охарактеризовать как постоянный поиск гармонии и красоты в мире, полном противоречий. Художник сознательно обращается к условно-примитивной манере живописи, которая становится адекватной формой выражения его мировоззрения.
На виртуальной выставке представлены работы из коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова.