Известный английский теоретик архитектуры Питер Рейнер Бэнэм (1922–1988) писал, что «пространство современной архитектуры подразумевает совершенно особую взаимосвязь с человеком: либо пространство, либо человек находится в движении…» (2, с.378). Новая архитектурная концепция проявилась в повышении «требования к пластике формы, к экспрессии цвета и в области монументальных искусств, и в области декоративных искусств» (2, с.378). С начала 1960-х гг. в центре внимания художников самых разных специальностей оказались проблемы синтеза пластических искусств, а также взаимодействия произведений искусства и окружающей среды.
Художники-прикладники СССР решали эти проблемы, опираясь на свои национальные традиции и творчески переработанный опыт европейских мастеров. При этом перед художниками разных специальностей и разных видов декоративного искусства стояли сходные задачи. В поисках решения задач синтеза произведений, взаимодействия предметов и окружающей среды художники обращались к стилизации форм. Стилизация – «имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте» (1, с. 580–581).
Николай Гелиодорович Эйсмонт в приборе «Дымковский» (фаянс, глазури) переосмыслил традиционный сосуд — кувшин — на основе одной из традиций русского народного искусства. Кувшин из этого набора представляет собой стилизацию под дымковскую женскую фигуру: тулово уподоблено в нём юбке «колоколом» в дымковской женской фигуре, горло — её торсу, ручки — рукам. Использовав яркие контрастные цвета глазури, художник наделил предметы прибора «Дымковский» повышенно-эмоциональным звучанием.
Во второй половине ХХ в. художники-прикладники уделяли также много внимания формообразованию, выявлению выразительных свойств самих материалов, из которых они создавали художественные произведения. Оригинальна по форме напольная ваза «Орнаментальная» А.М. Ткачёва. Она представляет собой вытянутый по вертикали сосуд, форма которого сужается книзу и кверху. В этой вазе художник отказался от утилитарности: напольная ваза «Орнаментальная» предназначена не для постановки букетов цветов, а для оформления интерьера.
В 1960-е гг. Александр Сергеевич Москвитин (1927–970), выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, много внимания уделял созданию посудных форм из цветного, а также из сульфидно-цинкового стекла, незадолго до этого открытого на Ленинградском заводе художественного стекла. В его произведениях красота и польза составляют одно неделимое целое. Одним из таких произведений является «Ваза» из цветного стекла.
Много работала в цветном и сульфидно-цинковом стекле Светлана Михайловна Бескинская (1930–1986), выпускница того же Ленинградского художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. В 1970-х – начале 1980-х гг. она обращалась к созданию многопредметных, чисто декоративных композиций, одной из которых является интерьерная композиция «Ярмарка» (цветное стекло, налепы, гутная техника).
Декоративная композиция «Ярмарка» выполнена способом выдувания из горячего расплавленного прозрачного цветного стекла. Формы этого произведения варьируются по пропорциям, цвету и пластическому декору — налепам, выполненным от руки. Ритм создают формы сосудов: от широких и низких до высоких и вертикально вытянутых. При этом тонко обыграна сама пластика этих, казалось бы, обычных геометрических форм: их верхние края криволинейны. Прозрачное стекло, окрашенное в оттенки холодного и тёплого цвета, в сосудных формах декоративной композиции «Ярмарка» создаёт образ разнохарактерного людского потока ярмарки. Композиция производит впечатление произведения легкого, живого и выражающего праздничное ощущение жизни русского народа — участника многолюдных ярмарок ХVI — начала ХХ вв.
В 1980-е гг. лучшие художники-прикладники поднимались в своих произведениях до широких философских размышлений и обобщений. К числу таких художников принадлежала московская художница Татьяна Дмитриевна Шушканова (1955–2002). В 1977 г. она окончила Московское художественно-промышленное училище им. С.Г. Строганова, работала в цветном и бесцветном стекле. В декоративной композиции «Строители мира» Т.Д. Шушканова трактовала жанровый мотив строительства многоэтажного городского дома как широко обобщённый образ созидания мира вообще. В ней художник изобразила строителей, горожан в окружающей их среде. Изображения людей, выполненные в виде объёмных полуфигур, выступающих из поверхности сосудных форм, играют важную роль в раскрытии темы: здесь декоративные формы воплощают пространство бытия.
Тема жизни раскрывается в декоративной композиции «Строители мира» как ценность жизни человека на земле. Использование цветного стекла усиливает образную и эмоциональную составляющую этого произведения.
Весьма разнообразной по характеру решения тем предстает в собрании музея художественная керамика. Знакомясь с художественной керамикой из собрания музея, можно заметить, что она, как и художественное стекло, развивалась в сторону повышения декоративности. В декоративном блюде «Керамисты» Эсфирь Михайловна Гинстлинг (1904–1993) обратилась к приёмам вдавленного контурного рисунка, нанесённого по необожжённой поверхности глины и к росписи ангобом.
Большое внимание керамисты второй половины ХХ в. уделяли росписи. Это не случайно: темы, к которым они обращались, можно было раскрыть преимущественно с помощью росписи, так как посредством самих декоративных форм сделать это было невозможно. К числу лучших керамических произведений, украшенных сюжетно-тематической росписью, принадлежит декоративная композиция Валентины Васильевны Булыгиной (1947–2008) «Труд колхозников».
Последней группой работ на этой выставке являются художественные гобелены. Представленный гобелен — авторское уникальное произведение, в котором во второй половине ХХ в. художник выступал автором эскиза и непосредственным исполнителем произведения. Художественное значение гобеленов в собрании музея заключается не только в мастерстве воплощения тем, но и во многом в том, как именно, какими приемами они исполнены. Гобелены этого периода выполнялись не только в традиционной технике ручного ткачества, но и в техниках, не характерных для гобелена как вида искусства: использовались, например, макраме, вышивка и т. д. В целом гобелены наряду с керамикой и стеклом воплощали самые разные темы и выражали мысли, чувства и настроения художников.
Чертами национального своеобразия отмечены гобелены Грузии второй половины ХХ в. Художники обращались к изображению жизни своего народа, опираясь на традиции фресковой росписи и народного искусства.
Тема труда на земле волновала художника Георгия Николаевича Гогуа (1946 г.р.). В гобелене «Чаеводы» применена изобразительно-орнаментальная композиция, содержание которой выходит за пределы жанровой сцены. Весьма условными предстают в этом произведении фигуры сборщиц чая, которые движутся между рядами плантаций в направлении сверху вниз. Их ритмически согласованные движения уподоблены некому ритуальному действию. Грузинский художник Г.Н. Гогуа представил в гобелене «Чаеводы» сцену сбора чая как широко обобщённое явление жизни.
Московские художники Леонид Павлович Панченко (1941–1996) и Ирина Геннадьевна Симонова (1971 г.р.) посвятили гобелен «Свершилось» 25-летию первого полёта человека в космос.
Образ Ю. А. Гагарина в гобелене трактован монументально. Благодаря низкому горизонту, фигура Юрия Гагарина, идущего навстречу человечеству, выделяется на фоне высокого неба. Космонавт изображён улыбающимся и приветствующим землян. Движение первого космонавта Земли передано не как простое физическое движение, за ним угадывается более широкий смысл: вместе с первым полётом Гагарина всё человечество шагнуло в новую эру освоения космоса.
В гобелене пространство неба развёрнуто вширь и в глубину. Создаётся впечатление, что космическое и земное открыты навстречу друг другу как две составляющих Вселенной. Произведения декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ в. зачастую предназначались для создания в интерьерах общественных зданий особой эмоциональной среды.