4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник подчеркивает важность сплоченности и сотрудничества между народами нашей страны, независимо от их культурных и этнических различий.
В честь этого праздника Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова совместно с Донецким республиканский художественным музеем, Донецким республиканским краеведческим музеем и Художественным музеем «Арт-Донбасс» представляют совместную виртуальную выставку «Сны предков».
Виртуальная выставка вдохновлена уникальным выставочным проектом «Сны Сибири». Этот масштабный иммерсивный проект, организованный Фондом развития науки и культуры «Таволга», экспонируется сразу на двух площадках г. Красноярска — в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова и в Музейном центре «Площадь Мира». В экспозициях представлено более 90 ярких археологических артефактов из музеев со всей страны — от Санкт-Петербурга до Владивостока и около 200 произведений современного искусства сибирских авторов.
Выставка «Сны Сибири» — результат плодотворного сотрудничества большого коллектива музейных хранителей, археологов, реставраторов, дизайнеров и искусствоведов из разных городов России. Две составные части выставки — это древние и современные отражения, которые разделяют тысячелетия. Древние — это предметы археологи. Они являют нам духовный мир древнего человека и образы его представления о мире. Современные — это произведения неоархаики ХХ—XXI веков. Они запечатлели визуальную философию современных художников, которые переосмысливают прошлое и настоящее Сибирского края.
Это первая в российской музейной практике попытка осмыслить одновременно через предметы археологии и произведения современного искусства громадное пространство — Сибирь и Дальний Восток. Выставка в залах представляет нам панораму Сибири.
Виртуальная выставка предлагает зрителям переместиться в другой регион нашей Родины и совершить похожую попытку осмысления территории Донецкого края.
Первая часть виртуальной выставки — археологические находки — артефакты древних культур, которые когда-то жили на донецкой земле из археологической коллекции Донецкого республиканского краеведческого музея.
Первая археологическая посуда возникла как подражание плетенным сосудам, которые обмазывали глиной. Долгое время, вплоть до эпохи средней бронзы, сосуды имели заостренное дно. Именно такой была посуда ямной культуры. Посуда катакомбной культуры уже плоскодонная. Гончарная техника оставалась неизменной на протяжении всей эпохи бронзы. Сосуды лепились ручным способом без использования гончарного круга. Обжиг производился на костре или, чуть позже, в костровых ямах. Что отличало посуду разных археологических культур эпохи бронзы друг от друга — форма изделий и орнаментальные мотивы.
Смотрите в галерее: «Курильница» («чаша на поддоне»)
Хазары — полукочевой тюркоязычный народ. Во второй половине VII века территория современного Донбасса входила в состав Хазарского каганата. Сильная власть и мощная армия позволили кочевникам на десятилетия установить период относительной стабильности, благодаря чему в регионе сложились достаточно комфортные условия для жизни. Снова появились постоянные поселения, населённые аланами, славянами и булгарами. Началось развитие ремёсел и торговли.
Смотрите в галерее: Антропоморфная фигурка («Уродец»)
В 1981 году при строительстве шламонакопителя Донецкой фильтровальной станции (ДФС) были обнаружены остатки разрушенного погребения с древним захоронением знатной жительницы. Захоронение, как и курган, в котором оно находилось, было полностью уничтожено при строительстве шламонакопителя. Из воды были извлечены драгоценные предметы женского туалета — два золотых колта (деталь женского головного убора) и зеркало. Колты, украшенные сканью и крупными вставками из лазурита, по своей форме копируют серьги, отличаясь от последних крупными размерами (диаметр колец достигает 5,8 см). Они находят параллели среди древностей как домонгольского, так и золотоордынского времени (XII-XIV вв.). Такого типа украшения были известны в степной полосе, на землях Древней Руси, Волжской Болгарии и в Болгарии Дунайской. Таким образом, они пользовались большой популярностью у представительниц прекрасного пола, проживавших не только в кочевой Степи, но и в пределах окружающих её государств, обладавших многовековыми традициями оседлости. От большинства известных предметов находки с территории ДФС отличаются высоким качеством изготовления и присутствием дорогих лазуритовых вставок.
Смотрите в галерее: Колты (височные кольца),
Ещё более редкой и интересной находкой является зеркало. На территории Золотой Орды зеркала встречаются довольно часто. Все они были произведены в Китае, городах Поволжья, Средней Азии, или Восточного Туркестана. Однако зеркало, найденное на ДФС, резко выделяется на фоне этих предметов. Это крупное (диаметр составляет 13 см), толстое и тяжёлое зеркало. На его тыльной стороне изображено 6 рельефных восьмиугольных картушей (щитов), заполненных двустрочными арабоязычными надписями, содержащими благопожелание. Чёткий рельеф с проработкой мельчайших деталей изображения свидетельствует, что представлена не копия, а подлинный предмет, изготовленный в элитной мастерской. Зеркала такого типа производились в XII-XIII вв. на территории Египта, и находки их на территории Золотой Орды крайне редки. В истории Золотой Орды XIII в. был один период, когда это государство активно поддерживало контакты с правителями Египта, предполагается что данное зеркало было привезено на территорию Золотой Орды в составе большого дипломатического подарка*.
Смотрите в галерее: Зеркало бронзовое.
*использованы материалы сайта donetsk.kp.ru.
Совершив прыжок во времени виртуальная выставка предлагает рассмотреть произведения неоархаики в творчестве современных художников Донецкой республики.
Неоархаика — это термин, который используется для обозначения художественного направления, стремящегося к возрождению и переосмыслению архаических форм, стилей и идей в современном контексте. Художники неоархаики обращаются к древним традициям, мифам и символам, чтобы исследовать их значение и актуальность в современном мире. Это может включать в себя элементы фольклора, народного искусства и древних цивилизаций. Неоархаика часто представляет собой смешение архаических элементов с современными техниками и стилями. Это создает уникальные произведения, которые одновременно отсылают к прошлому и отвечают на вызовы современности.
Владимир Александрович Бауэр (1949 г.р.) — один из ведущих донецких живописцев, родился 2 мая 1949 года в городе Дзержинске Донецкой области. С 1988 года член Союза художников СССР. Член Союза художников ДНР. С 2022 года — член Союза художников России. Живописец.
Любовь к рисованию началась еще в детстве, когда мама почувствовала тягу сына к рисованию и купила в голодные послевоенные годы акварельные краски. С этого все и началось. Художников в семье не было. Прадед и дед, отец были шахтерами, да и сам Владимир работал рабочим очистного забоя. Но после армии Владимир неожиданно собрался и поступил в Ростовское художественное училище. Учился легко. С нетерпением ждал нового занятия по живописи. Здесь и узнавал таинственный мир искусства, силу его воздействия. В 1975 году окончил Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. С 1977 года работал в Донецком художественно-промышленном комбинате. Преподавал в Донецкой художественной школе. Начинал с реализма, но стал известен как представитель авангардного искусства. Один из самых колоритных и плодотворных художников Донецка. Участник областных, республиканских, международных выставок. В 2015 году принимал участие в международном выставочном проекте «Ветры Донбасса» (художественный музей г. Сочи, музей изобразительного искусства г. Ростова-на-Дону). В 2018 году открыл совместную выставку «Оплот Донбасса» совместно с московским художником М. Фаюстовым, а после персональную выставку в музее им. Суворова (Санкт- Петербург). Картины художника находятся в музеях Украины, России, частных коллекциях Франции, Германии, Польши, Италии, Швеции, Израиля.
Работа «Скифская царевна» (2000), представленная на виртуальной выставке, выполнена в декоративно-плоскостной манере в характерном для «археоарта» художественном направлении авангарда. В этой работе именно древнее искусство стало точкой опоры, которое представляется как искусство, обращенное к первоистокам, к началам истории. Где через наследие прошлого появилась возможность проникнуть к «началам начал», к той знаковой системе, которая не отягчена накопленной человеком культурной информацией, в которой еще нет разрыва между человеком и природой. Обращаясь к древним артефактам художник словно пытается восстановить эту связь с потерянным естественным, природным миром. Владимир Бауэр стремится к обновлению художественного языка и поиску новых образных живописных средств, отказываясь от реалистичности и обращаясь к абстрактным формам и древним культурам, словно «имитируя» некое сообщение. Это мост в прошлое, перекинутый художником. Владимир Бауэр безусловно обладает самобытным и узнаваемым стилем, имеет свое творческое лицо и творит в окружающей среде. Экспрессивен и поэтичен пластический язык полотен Владимира Бауэра.
Смотрите в галерее: Бауэр В. А. Скифская царевна. 2000 г. Холст, масло. 86×106.
Геннадий Васильевич Жуков (1938 г.р.) — известный донецкий художник, заслуженный художник Украины, член СХ СССР с 1971 года. Родился 31 октября 1938 года в поселке Сельцо Брянской области. Его детство прошло в казацкой станице, расположенной на живописном берегу Дона, что оказало огромное влияние на будущего художника, воспитало в нем любовь к родной природе, стремление понять тайну ее красоты. В 1962 году Геннадий Жуков окончил Государственное художественное училище им. М.Б. Грекова в Ростове-на-Дону, а в 1969 году — институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Его учителями были известные художники А. Пахомов, В. Звонцов, Н. Ломыкин, В. Ветрогонский.
Уже с 70-х годов XX столетия Геннадий Жуков заметно выделялся среди донецких мастеров своим профессиональным дарованием, художником способным воссоздать свой мир через реальные образы, через мир своего понимания и отношения к действительности. Творчество его многогранно. Он не только прекрасный график, скульптор, художник монументального и сакрального искусства, но и талантливый живописец, мастер всех жанров изобразительного искусства.
Пейзаж всегда занимал большое место в произведениях Жукова. Взгляд на природу, как на некое откровение, передан в пейзажах степного природного заповедника Донбасса «Каменные могилы». Его влекла сюда своеобразная природа, сохранившая первозданный вид с неповторимыми гранитными монолитами причудливых форм, пещерами и гротами, равнинами и оврагами. Здесь сохранились исполненные вечной мудрости, молчаливые и бесстрастные свидетели прошлых эпох и событий — загадочные каменные изваяния. Они впечатлили и вдохновили мастера на создание целой серии работ. В них нашли отражение размышления художника о бесконечности бытия, непреходящих ценностях и быстротечности жизни.
Смотрите в галерее: Жуков Г. В. Восход солнца. Из серии заповедник Каменные Могилы. 2010 г. Холст, масло. 80×90.
На виртуальной выставке представлены две живописные работы «Восход солнца» (2010) и «Затмение солнца» (2010), на которых изображена холмистая заповедная степь, усеянная антропоморфными каменными глыбами бордово-красного цвета, своими очертаниями напоминающие лики и фигуры древнерусских воинов в доспехах. Интерес автора к повышенному насыщенному звучанию цвета, а именно красного цвета, благородству цветовых сочетаний прослеживается в этом диптихе. Полнозвучная красочная гармония, понимание и возвеличивание стихийного природного начала присуще композиции. Она увлекает мажорным характером замысла, мастерством пространственного решения, доминантой пейзажного образа.
Смотрите в галерее: Жуков Г. В. Затмение солнца. Из серии заповедник Каменные Могилы. 2010 г. Холст, масло. 80×90.
Аленгоз Сергей Георгиевич — известный донецкий художник-ювелир, график, члена Союза художников ДНР. Родился 22 июня 1958 г. в г. Новочеркасск Ростовской области. В 1986 г. окончил Красносельское художественное училище по специальности художественная обработка металлов. Ювелирным делом занимается с 1982 г. С 1984 г. принимает участие в республиканских и всесоюзных выставках. Работает в области декоративно-прикладного искусства — художественная обработка металла, ковка, ювелирное искусство, графика.
Кавалер ордена Михаила Перхина Международного фонда Карла Фаберже. Тематика работ художника самая разнообразная: здесь и православные мотивы, и особо любимые им мифы и герои Древней Эллады, и природа во всей ее красоте и многообразии. В каждой работе чувствуется глубина проникновения в тему, мастерство и знание материала. Основные произведения: ювелирные изделия — «Герб ДНР», кулоны — «Марафонцы», «Менелай и Елена после Троянской войны», подвеска «Похищение Европы» и др. Произведения находятся в частных коллекциях Белоруссии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Литвы, Норвегии, России, США.
Смотрите в галерее: Аленгоз С.Г. «Память поколений» 2020 г., бумага, акварель, 40×30
Пахомов Николай Александрович — живописец, Член Союза художников России с 1995 г. Родился в 1937 году в городе Уфе. Отец — рабочий Железнодорожного депо, мать — служащая. Детство прошло в пригороде Уфы на берегу реки Белой. Окончил школу в 1954 году и поступил в Уфимский авиационный техникум на специальность технолога по сварке. После техникума служил в армии в городе Ташкенте. Затем работал конструктором на заводе. Поступил в Уфимское училище искусств в 1961 году, на вечернее отделение. Учился у педагогов А.М. Кудрявцева, Я.М. Плотникова. Был знаком с А.Э. Тюлькиным. В 1967 году окончил художественное отделение училища искусств. В 1989 году организовал группу «Сары Бия» (Жёлтая лошадь). В составе этой группы участвовал на многих выставках. В 1992 был первым директором дома-музея А.Э. Тюлькина.
Художник ведет формальные поиски в области «отдельной жизни» линии и цвета, ищет, как они могут «работать» вместе на одном полотне, создавая эмоциональный заряд, но не совмещаясь, однако, друг с другом. Он находит новые формы и материалы, сохраняя, несмотря на преклонный возраст, непосредственность ребенка, способность становиться другим, не изменяя себе. В его избушке-мастерской, где стены сруба от потолка до пола уставлены книгами, где «гуляют» сотни набросков и этюдов, идет постоянная работа — наряду с новыми картинами старые работы вынимаются, дополняются и перерабатываются, так что даты на картинах ставятся по дате последнего «превращения».
Смотрите в галерее: Пахомов Н.А. «Мужики у телеги» 2004 г., холст, масло, 50,5×71
Салават Гилязетдинов — Заслуженный художник республики Башкортостан, член Союза художников России, член Союза каллиграфов, член творческой группы «Тамга».
Родился в 1959 году в селе Бураево Республики Башкортостан. Окончил отделение «станковая живопись» Уфимского государственного института искусств. Главная тема в творчестве Гилязетдинова — великая степь и история кочевников. Художник уже больше 20 лет исследует великую степь, воплощая в своих работах образы породистых скакунов, брутальных воинов и степных красавиц. С помощью мягкого монохрома он воссоздает уникальную атмосферу архаики. Его полотна — словно ценные раритеты, найденные на археологических раскопках, но при этом яркие и актуальные. Работает в разных техниках, но предпочитает конгрев (бумажное тиснение) и простой карандаш. Эти картины будто выполнены из металла, стали или дерева. Нередко для создания очертаний в ход идут нестандартные материалы.
Работы находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. Нестерова, Новосибирской областной картинной галерее, Томском государственном художественном музее, Художественном музее «Арт-Донбасс» города Донецка, НКЦ «Казань», фонде Ш. Марджани и частных коллекциях России, Турции, Северного Кипра, Канады, Чехии, Германии, ОАЭ, Киргизии.
Смотрите в галерее: Салават Гилязетдинов «Ат иле (Страна коня)» из цикла «Зов Урала». 2023 г., авторская техника, конгрев., 80×70
Худоногов Юрий Иванович (1924 −1967) — один из ведущих красноярских живописцев, родился 14 октября 1924 года в Красноярске. В 1936-40 годах учился в Красноярской художественной школе у Д.И. Каратанова и К.И. Матвеевой. Война застала его совсем мальчишкой — в 1942 году он ушел на фронт защищать родную землю. Тяжелое ранение в 1944 под Кёнигсбергом поставило под угрозу мечту стать художником, однако он добился своего и после Победы целиком посвятил себя искусству. В 1947-53 годах учился в Ленинградском художественном училище. По окончании училища возвратился в Красноярск, где преподавал в художественной школе и в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова. Юрий Худоногов — мастер сибирского пейзажа и натюрморта с ярко выраженной индивидуальной манерой изобразительного языка.
Это образец советского «сурового стиля», но с необычным сочетанием индустриальных мотивов: грузовик и опора электропередач — с остатками кургана. Интересно, что геометрические формы древних плит похожи на блоки железобетонных конструкций. Так древний памятник осовременивается, а природный пейзаж трансформируется в индустриальный.
Смотрите в галерее: Юрий Худоногов (1924–1967) Древняя степь. 1965 Холст, масло 75 × 80 см
Ултургашев Алексей Леонтьевич (1955-2020) — живописец, член Союза художников России (с 1995 года). Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия. В 1974 году окончил Аскизскую среднюю школу. После службы в армии — учёба в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова. Затем работал в клубе села Бея художником-оформителем. В 1985 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной на факультет «Интерьер и оборудование». С 1990 года работал в Абаканских художественных мастерских. В его творчестве получили развитие темы: наскальное искусство, традиционная религия — шаманизм, хакасская мифология, которые требовали не только владения техникой живописи и рисунка, но и глубоких знаний истории, фольклора и философии. Персональные выставки прошли в Абакане, Красноярске, Новокузнецке, Москве, Иркутске, Томске, а также в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Стамбуле, Баку. Работы А. Л. Ултургашева хранятся в Новокузнецком художественном музее, Хакасском национальном краеведческом музее, Минусинском краеведческом музее, Абаканской городской галерее, Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, в Международной организации ТЮРКСОЙ (Турция) и частных собраниях. Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия. Лауреат Международной Премии ТЮРКСОЙ в области изобразительного искусства, обладатель Гран-При конкурса «Золотая кисть».
Персонаж с бубном представлен в танце, когда он перевоплощается в птицу. Костюмы качинских шаманов часто напоминали птичьи, поскольку в них шаманы могли путешествовать по разным мирам. Сама среда, в которую помещён герой, преобразуется в ритме танца и заряжается его энергией. В ней угадываются контуры других существ, возможно, предков или богов, с которыми шаман вступает в контакт.
Смотрите в галерее: Ултургашев Алексей (1955 г.р.) Качинский шаман. 2005 Холст, масло 59,5 × 59,5 см
Лазарев Сергей Петрович (1952-2024) — график, живописец, плакатист. Член Союза художников России с 1983 г. Заслуженный художник России с 2001. Родился в поселке Копыловка Колпашевского района Томской области. Окончил Иркутское училище искусств, а затем Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. В 2013 году награжден медалью Союза художников РФ «Духовность, традиции, мастерство» и медалью «За заслуги в области образования», 2018 году — медалью лауреата 12-й художественной выставки «Сибирь-12».
Этот художник стал одним из главных проводников сибирской неоархаики, причём имел склонность к индивидуальному мифотворчеству. Поэтому «След волчицы» не содержит узнаваемых образов. Декоративные мотивы здесь интегрируются в жёсткую структуру наподобие кристаллов. Такие структуры характерны для аналитического метода русского художника-исследователя, одного из лидеров русского авангарда Павла Филонова, который пытался выращивать свои картины как органические формы или живые существа. Сергей Лазарев развивает этот, можно сказать, алхимический метод по превращению мёртвой материи в живую.
Смотрите в галерее: Лазарев Сергей Петрович (1952 г.р.) След волчицы. Триптих. 2009 бумага, смешанная техника. 54×73,5, 78×57,3, 54×73,5.
Солодков Лев Степанович (1939 г.р.) Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной в 1968 г. В 1973 году на Международном конкурсе керамистов в г. Фаэнце (Италия) был награждён первой в истории России Золотой медалью за композиции «Русь белокаменная» и «Заонежье». Заслуженный художник РФ, член Союза художников России. Председатель секции керамики и член правления Санкт-Петербургского Союза художников, действительный член Петровской Академии наук и искусств, Европейской академии естественных наук, Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Р. Державина. С 1968 по 1975 год работал на Конаковском фаянсовом заводе им. М.И. Калинина. Среди главных работ Л.С. Солодкова — столовый сервиз «Русский Север» из 172 предметов для Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, фарфоровый иконостас в храме Царского села.
Данная серия создана по мотивам путешествий художника, так увлечённого памятниками эпохи неолита. Посмотрите, все предметы фрагментированы и напоминают обломки древних плит. Имитация археологических находок была очень популярна среди художников 1970-х — 1980-х годов. Времена, когда стандартизация предметов, окружавших человека, вызвала потребность в вещах аутентичных и единственных в своём роде. Поэтому мастера прикладного искусства начали создавать имитации вещей, в которых древность и современность как будто объединяются.
Смотрите в галерее: Лев Солодков (1939 г. р.) Следы далёких предков. 1981 Шамот, соли, лепка, рельеф,обжиг.