Владимир Андреевич Фаворский, 1886 – 1964
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, искусствовед, теоретик искусства.
Изобразительному искусству Фаворский учился с самого детства: вначале в школе-студии К.Ф. Юона (1903-1905), одновременно посещая вечерние скульптурные классы Строгановского училища, затем в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906 – 1907). Находясь за границей, Фаворский слушал лекции на искусствоведческом отделении филологического факультета Мюнхенского университета. В 1907-1913 гг. продолжил искусствоведческое образование в Московском университете. Художник оставил после себя большое наследие: великолепные иллюстрации к русской и мировой классике, теоретические работы, не потерявшие своего значения и по сей день – цикл лекций по теории композиции, книгу «Записки художника-гравера», целый ряд статей.
Владимир Андреевич Фаворский – крупнейший мастер русской гравюры и искусства книги. Блестящий книжный иллюстратор Фаворский видел книгу как единое целое: форзац, обложка, шрифт – все учитывалось при иллюстрировании, позволяло «раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писателем». Первые образцы книжной графики В.А. Фаворского, созданные в 1907 г., были выполнены в технике ксилографии. На протяжении всей своей жизни художник предпочитал именно эту технику, открывая в ней все новые и новые выразительные возможности.
В собрании Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранятся иллюстрации к «Борису Годунову» А.С. Пушкина, к «Новой жизни» Данте, к «Суждениям господина Жерома де Куаньяра» А. Франса, к стихотворению С.Я. Маршака «Семь чудес света», к «Детской энциклопедии». Для каждой книги художник ищет свой язык. В книге «Суждения господина Жерома де Куаньяра» А. Франса Фаворский большое внимание уделяет буквицам – заглавным буквам отдельных глав. Каждая из буквиц представляет собой небольшую сценку, связанную с сюжетом романа: фигуры изображаются графиком довольно условно, но вместе с тем очень живо, сцены наполнены движением. Персонажи книги Данте «Новая жизнь», иллюстрированной В.А. Фаворским, по своему характеру, по трактовке формы напоминают персонажей фресок Джотто, произведениям которого Фаворский посвятил свою дипломную работу по искусствоведению. Серьезным этапом в творчестве В.А. Фаворского иллюстрирование исторической драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина. В 1962 году за цикл иллюстраций к «Борису Годунову», «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина и «Слову о полку Игореве» Фаворский получил Ленинскую премию. Работая над пушкинской драмой, художник использует технику белого штриха, гравюры кажутся монументальными, величавыми, их ритм сродни неторопливому, строгому ритму пушкинского стиха. В иллюстрации к детскому стихотворению С.Я. Маршака «Семь чудес» появляется цвет, формы упрощаются, становятся более броскими.
Владимир Андреевич Фаворский был не только талантливым графиком, но и прекрасным педагогом, воспитавшим не одно поколение художников. Творчество Фаворского – важная веха в истории русской гравюры, неоценимое достояние нашей страны, с которым важно познакомиться каждому, кто любит и ценит иллюстрированную книгу, кто хочет разбираться в изобразительном искусстве.