В. Д. Поленов

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)

Мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Многогранно одаренный, он также занимался книжной иллюстрацией, сочинением музыки, сценическим оформлением, архитектурой и прикладным искусством.

Василий Поленов родился в дворянской семье, его отец был археологом и библиографом, мать - детской писательницей, занималась живописью. В детские годы он учился рисованию под руководством П.П. Чистякова, будущего выдающегося педагога Академии художеств.

Поленов получил прекрасное образование, в 1860-е годы он одновременно учился на физико-математическом и юридическом факультетах Петербургского университета и в Академии художеств по классу исторической живописи. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он удостоился Большой золотой медали Академии и получил право на пенсионерскую поездку в Европу «для дальнейшего усовершенствования в искусстве».

Пребывание художника во Франции совпало с первыми выставками импрессионистов, что стало дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Создание живописных этюдов на открытом воздухе отразилось позднее в его жанровых и исторических полотнах. По результатам пенсионерской поездки художнику было присуждено звание академика живописи.

В 1878 году Поленов вступил в ряды Товарищества передвижников. Первой работой, которую художник представил на выставке Товарищества, стал пейзаж «Московский дворик».

Работа имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Благодаря композиционной выверенности картины, ее световоздушной и цветовой разработке был создан единый завершенный образ, передающий национально-исторический облик Москвы. Это стало началом нового веяния в живописи - «интимного» пейзажа, который вобрал в себя элементы жанровой картины.

В 1880-е годы художник работает над масштабным полотном «Христос и грешница», в котором академическая живопись соединилась с реалистическим толкованием евангельского сюжета. Для воссоздания исторически правдивой обстановки, в которой происходили события, Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии и Палестине, где он создал множество этюдов местности и типов населения.

Вторую поездку на Святую землю он совершил в 1899 году. В восточных этюдах живописное мастерство художника обрело новые грани. Поленов работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой в русском искусстве силы звучания цвета. Наброски из этих поездок легли в основу цикла евангельских работ «Из жизни Христа» (1889 - 1907).

В 1890 г. Поленов купил усадьбу в Тульской губернии, где по собственному проекту построил дом с мастерскими. Именно в Борке были созданы многие из лучших поздних  эпических  пейзажей мастера «Ранний снег» (1891), «Золотая осень» (1893).

Последней большой художественной работой Поленова была диорама - маленький световой театр с подсвеченными картинами кругосветного путешествия, для создания которых он использовал свои этюды, привезенные из поездок по разным странам и России.

В своих произведениях В.Д. Поленов открыл зрителям тайну притягательной красоты национального пейзажа, мир русской усадьбы, красочное величие и духовную силу Востока. Во всех своих произведениях он видел одну цель - приносить людям радость своим творчеством, воспитывать их красотой искусства.

В Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова хранится четыре работы В.Д. Поленова, поступившие в музей в разные годы, и относящиеся к разным периодам творчества мастера.


«Странник»

Офорт поступил в музей в 1983 году из Государственного Русского музея.

Известно, что офортом Василий Поленов начал заниматься в Париже, во время пенсионерства в 1873-1876 годы. Вот как пишет об этом сам художник в письме к одному из первых своих биографов Всеволоду Воинову: «Офортом (рисованием на меди) мы занялись по инициативе Алексея Петровича Боголюбова в Париже. Тогда там возник кружок офортистов и появились магазины со всеми принадлежностями для этого дела».

В доме Боголюбова художники собирались в условленные дни, по вторникам, кроме занятий офортом и керамикой, устраивались вечера с чтениями, постановками живых картин. Помимо Поленова в этот кружок входили Илья Репин, Константин Савицкий, Александр Беггров, Николай Дмитриев-Оренбургский.

Офорт «Странник» отличает, несмотря на небольшой формат, точный рисунок, тональное разнообразие и хорошо воплощенный характерный образ. Художник очень тонко почувствовал своеобразие и выразительные средства этого вида графики.


«Море»

Работа поступила в музей из частной коллекции Г.П. Белякова в 1966 году.

Много красивых живописных этюдов В.Д. Поленова посвящено Тивериадскому (Генисаретскому) озеру, в евангельском контексте более известному как Галилейское море. В Новом завете оно связано с рассказами о земной жизни Иисуса Христа.

Две небольшие пейзажные работы из коллекции музея, вероятно, созданы во время второй поездки Поленова на Святую землюи изображают каменистый и песчаный берега Галилейского моря.

В этюде художник любуется чистыми лазурными красками моря, изображает скалы необычного сиреневого оттенка. Благодаря пейзажным зарисовкам, художнику удается перенести зрителя в ту природу, на ту землю, которая помнит Евангельские события, хранит их в своей «природной» памяти.


«У моря Галилейского»

Работа поступила в музей из частной коллекции Г.П. Белякова в 1966 году.

В акварельном пейзаже изображена почти безмятежная водная гладь, чуть поддёрнутая рябью и безоблачное небо, воспроизведённые в восхитительной голубой с бирюзой палитре. На переднем плане среди огромных валунов художник помещает человеческую фигуру, плохо различимую на фоне камней. Такая гармоничная слитность человека и окружающей природы придает настроение умиротворения и внутренней просветлённости.


«Таруса. Золотая осень» 

Работа поступила в музей в 1958 году.

Пейзаж стал для В.Д. Поленова одним из основных жанров живописи, в котором он смог наиболее полно передать свои мысли и чувства.

Осенью 1887 года внимание художника привлекло живописное место на крутом берегу Оки – село Бёхово с небольшой церковкой и заброшенной усадьбой. Давно мечтая о собственном уголке земли и «о домике на берегу Оки... где будет музей, галерея и библиотека», в начале 1890 года он приобрел здесь усадьбу. Художник запечатлевал Оку и окрестные дали в разные времена года, но его любимым временем была золотая осень, её чистые и звучные краски, прозрачный воздух, бесконечные ясные дали.

На вытянутом формате с высокой линией горизонта – узкая лента реки с ее пологими песчаными берегами, протяженные прямоугольники полей, раскиданные среди деревьев дома. Художественное решение «Тарусы» характерно для работ художника 1900-1910-х годов – это широкая манера письма, уход от пластической проработки формы предметов, плотный и несколько глухой цвет. Колорит картины сложный, построенный на сочетании болотно-зеленого и золотисто-охристого цветов. В скромной по размеру картине художник сумел создать эпическое, панорамное изображение любимых им мест.