Творчество алтайского художника Григория Гуркина

Алтайский живописец Григорий Иванович Чорос-Гуркин – воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик Ивана Шишкина, первый профессиональный художник среди коренных народов Сибири. Он стал первым алтайским этнографом, фольклористом и литератором.

В своих лучших работах Гуркин стремился к созданию собирательного образа величавой природы Алтая. Его произведения «Хан-Алтай», «Корона Катуни», «Алтай», «Оттепель», «Катунь весной» проникнуты глубокой любовью к суровой и гордой красоте родного края.

Для сбора натурного материала Григорий Иванович совершал длительные путешествия по родному Алтаю. В таких странствиях он проводил почти все летние месяцы. Художник верхом, пешком или на лодке забирался в глухие дебри, поднимался к снежным пикам, спускался к заброшенным рекам и озерам. Его альбом все время пополнялся новыми зарисовками.

С особым мастерством и любовью в своих произведениях Гуркин изображал воду. Эта привязанность проявилась в цикле работ о Катуни, небольших горных реках и речушек, многочисленных озерах Алтая. Не один раз в своих пейзажах художник запечатлел красоту Тайменьего (Тальменьего) озера. Работа «Озеро Тальменье» была представлена на одной из весенних выставок Императорской Академии художеств в 1900 году. В ней молодой художник смог передать суровую поэзию алтайской природы. Внимание критики и прессы привлекли необычность мотива, свежесть восприятия природы и красота колорита.

1907 год оказался значительной вехой в творческой биографии художника. Он активно ищет собирательный образ Алтая и много путешествует. В это же время техника мастера становиться разнообразнее и богаче. В своей работе «Туманный день. Алтай» (1907) Гуркин тонко подчеркивает особенности алтайской природы, оттенки ее настроения, раскрывает красоту снежных гор и таежных лесов. Яркие переливы тонов живо воспроизводят состояние природы при дневном освещении.

Длинный творческий путь с частыми поездками в горы для общения с природой вел художника к широко известной и почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов». В этом произведении Гуркин сумел запечатлеть образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком, выразить особую духовность этого места. С одной стороны в картине изображен близкий художнику ландшафт алтайского края, а с другой – мир образов и чувств самого автора. В произведении слилась реальность, изученная живописцем по этюдам с натуры, и фантазии народных преданий. Полотно пронизано суровой романтикой и символизмом. Картина, представленная на второй персональной выставке в Томске в 1910 году и имела огромный успех.

Затем выставку Гуркина смогли посмотреть жители Иркутска, а затем Красноярска. Художник в это же время совершил путешествие по хакасским степям, где написал работу «Хакасские курганы». В ней нашло отражение глубокий интерес художника к народному эпосу, древним памятникам культуры народов России.

В 1913–1914 годы Гуркин не совершал длительных поездок. Все это время он работал в селе Анос на левом берегу Катуни. Здесь у художника был собственный дом и удобная мастерская. Окруженный молодыми березками аил всегда был излюбленным местом, где он создавал новые произведения. Так, в это время художником была написана пейзажная работа «Конец августа». Здесь Гуркин запечатлел тихий уголок алтайской природы. Пейзаж проникнут некоторой лиричностью, когда во-вот должна наступить осенняя пора.

Все творчество Г.И. Гуркина проникнуто искренней и вдохновенной любовью к своей Родине, которую он называл одним словом Алтай.