Виртуальная выставка «Тувинская скульптура» включает произведения из фондов отдела декоративно-прикладного искусства Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. На выставке представлено 40 произведений широко известных тувинских резчиков, многие из которых являются потомственными мастерами этого вида национального народного искусства.
На юге Сибири, на границе с Монголией, в окружении гор и степей, находится республика Тува. Тувинские мастера издавна занимались резьбой по агальматолиту, который они называли «чонар-даш», т.е. «камень, который режут». Обычным ножом или пилочкой мастера обрабатывают камень, добиваясь четкости узора. Агальматолит имеет множество оттенков: сероватый, розоватый, желтовато-золотистый, красно-коричневый, черный, которые вносят живописное начало в тувинскую скульптуру.
Камнерезное искусство было знакомо тувинцам давно. Первоначально фигурки вырезались как детские игрушки и использовались преимущественно в быту. С 1950-х годов народная декоративная резьба по камню выделилась в отдельное направление искусства республики Тувы.
Старейшие мастера тувинского камнерезного искусства, скульптура которых имеется в фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, – это Монгуш Черзи, Хертек Мижит-Доржу, Хертек Тойбу-Хаа, Донгак Окаанчик. Их ученики Хертек Хуна, Саая Когел также работали в 1950-1960-х годах. Среди послевоенного поколения мастеров, окончивших художественные школы, в музее представлены имена Раисы Аракчаа, Дандук Дойбухаа, Эрес-оол Байынды. С 1980-х годов творили такие мастера, как Б.С. Дупчур, Хертек Монгул-оол, Донгак Хеймер-оол, Киров Хунан, Елизавета Тулуш.
Сюжетно-тематический диапазон тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией. Прежде всего, это изображения животных, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображения яка (сарлыка), верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках сочетается декоративная стилизация и реалистическая достоверность. В скульптуре мастера-резчики стремятся выразить характер животного, характерные позы, покрывают фигурку богатым резным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводят шерсть или гриву. Изображение человека в тувинской скульптуре связано с показом этнических особенностей внешности тувинцев и воспроизведением их традиционных занятий.
Знакомясь с тувинской скульптурой, можно увидеть, что в своем творчестве мастера следуют определенному канону, особым правилам, нормам и приемам резьбы. Так, вырезая скульптуру из камня, они обычно сочетают гладкую поверхность камня с резной, выполненной в виде завитков, полос и т. д. Также у мастеров четко прослеживаются движение или статика животного. Учитываются и живописные особенности оттенков камня.