Старообрядческая икона XIX – начала XX в.

Историю Приенисейской Сибири невозможно представить без старообрядчества. В Сибирь, в дикие, не освоенные человеком таежные места бежали старообрядцы, чтобы укрыться от гонений, сюда их ссылали на каторгу. Позже, после отмены крепостного права и Столыпинской реформы, в далекие сибирские земли устремились вольные переселенцы, среди которых также было много старообрядцев. Старообрядчество в Сибири представлено разными толками и согласиями. В музейной коллекции хранятся иконы, привезенные из крупных старообрядческих центров иконописи: Поморья, Москвы, Поволжья, Владимирских сел, а также Урала и Малороссии.

Старообрядческая икона сохранила древнерусскую традицию иконописания. Старообрядцы собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Они активно выступали против нововведений, отстаивая традицию древнерусской и византийской иконы.

Старообрядческие иконы каноничны, наполнены текстами, в них невозможно встретить живоподобные изображения. Также отличительными признаками старообрядческих икон являются: традиционное надписание имени Христа как «Iсус», в отличие от принятого при патриархе Никоне – «Iисус»; двуперстное крестное знамение благословляющей десницы; трисоставный восьмиконечный крест. Пример старообрядческого распятия - Крест, с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом,  XIX в.

Первое место в народном сознании старообрядцев, как и любых православных верующих, отводилось культу Богородицы. В домах у староверов находилось большое количество богородичных икон. В коллекции музея иконография Богородицы отражена в самых известных и почитаемых изводах: «Владимирской», «Казанской», «Иверской», «Корсунской», «Утоли моя печали»,  «Всех скорбящих радость» и других образах.

Богородичные иконы, написанные по заказам старообрядцев, повторяют древние изводы. Такая имитация древних произведений была очень распространена. Икона Богоматери из Деисуса XIX в. изобилует разнообразными орнаментами, свойственными «романовским» письмам. Подобные иконы в основном предназначались для богатых заказчиков-старообрядцев, знатоков и ценителей элитарного письма.

Среди избранных святых старообрядцы повсеместно почитали Николу Чудотворца, Иоанна Богослова «в молчании», Иоанна Предтечу (Предотечу), пророка Илию в «огненном восхождении», Архангела Михаила. Широко чтимые в старообрядческой среде - святые первых веков христианства, а также канонизированные до раскола. В коллекции музея представлена редкая по иконографии икона святых преподобных пустынников, основоположников монашества «Онуфрия Великого и Петра Афонского». Икона «Первоверховных апостолов Петра и Павла» середины XIX в., выполнена в Невьянске - одном из известных центров старообрядческого иконописания.  

На полях домовых старообрядческих икон часто дается изображение в рост избранных святых. Изображались святые одноименные членам семьи, с включением в их число Ангела-хранителя. Со второй половины XIX в. на полях нередко помещается по шесть-восемь таких фигур. В коллекции музея более десятка подобных произведений. Икона Святых Кирика и Иулитты с двумя житийными клеймами является характерным памятником старообрядческой культуры, подобные иконы были в ходу в народной среде.

В XVIII в. официальное православие запретило изготовление икон из металла. Однако в старообрядческой среде медное литье было распространено повсеместно. Старообрядцы считают, что медная икона проходит «огненное крещение» и поэтому она «чистая» и достойна поклонения. В музейной коллекции представлено несколько деревянных икон с металлическими иконами-врезками. Наиболее интересная из них Четырехчастная икона с Успением Богородицы, принесением Честных мощей Св. Николая Чудотворца, собором Архангела Михаила, с крестом врезкой, по клейму на окладе икона датирована 1802 г.

Широко распространены у старообрядцев всех толков были так называемые иконы «полницы» с изображением «Воскресения Христова и Сошествия во ад с праздниками». Средник таких икон занимает Воскресение Христово – главный праздник, в клеймах изображены двенадцать наиболее значимых «двунадесятых» праздников, иногда число праздников или изображений святых было больше, что было связано с желанием заказчика. В коллекции музея находятся две иконы подобной иконографии, написанные в двух значимых иконописных центрах – Мстере и Палехе.

Старообрядчество было и остается важной составляющей русской культуры и неотъемлемой частью культуры Красноярского края. В коллекции Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова выявлено более 40 памятников старообрядческой иконописи, лучшие образцы представлены в этой выставке.