Станковая графика С.Ф. Турова

Виртуальная выставка из фондов музея посвящена 90-летнему юбилею С.Ф. Турова (1930 – 1983)

Степан Федорович Туров – красноярский график, учился в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова. Он работал преимущественно в печатных техниках и был известен главным образом как художник-иллюстратор, оформлявший книги для Красноярского книжного издательства. Другая, не менее интересная сторона его творчества – станковая графика (графические работы, имеющие самостоятельное значение).

Тематика станковых произведений достаточно широка, включает в себя серии на тему войны и революции, тему Севера, индустриальную тему, городские пейзажи, портреты.

«В трудные годы» – серия монохромных офортов, посвященных Великой Отечественной войне, где преобладают угловатые формы, грубоватые, будто бы небрежные штрихи, как нельзя лучше передающие суровую атмосферу военного времени. Здесь изображены не подвиги и сражения, а тяжелая жизнь женщин той поры, работавших в тылу, на заводах и в совхозах, ждавших с фронта своих мужей, многие из которых так никогда и не вернулись домой.

Женские образы становятся центральными также в серии «Женщины Севера», в некоторых листах из серии «Юность Таймыра». Северная тема играет в творчестве С.Ф. Турова особую роль: художник, иллюстрировавший много северных сказок, легенд, преданий, был глубоко погружен в культуру коренных народов. В сериях «Юность Таймыра» и «Женщины Севера» большую роль играет орнамент: геометрический, восходящий к традиционному орнаменту народов Севера, а также зооморфный и антропоморфный, изображающий сценки, связанные с повседневной жизнью северян.

Работа красноярского шелкового комбината, строительство ГЭС – художник часто обращался к индустриальным мотивам. В офортах серии «Красноярский шелковый комбинат» мягкий штрих сочетается с тонкой линией, четко очерчивающей отдельные детали заводского интерьера: шланги, трубы, кафель на стенах – все это складывается в причудливый узор. В ксилографиях из серии «Красноярская ГЭС» график работает тонкими жесткими штрихами, создавая детализированные композиции. Жесткий штрих С.Ф. Туров использует и в гравюрах, где изображен Красноярск, его прошлое и настоящее. В линогравюре «Красноярская республика» художник обращается к традициям А.А. Дейнеки, Д. Моора и других художников 1920-х гг., за счет чего произведение приобретает почти плакатную выразительность.

Турова можно с полным правом назвать одним из наиболее интересных и талантливых красноярских графиков, чьи произведения составляют значимую страницу искусства города и края.