«Сокровища нации: художественные промыслы России»

«Сокровища нации: художественные промыслы России»

«Сокровища нации: художественные промыслы России» — виртуальная выставка Ко Дню народного единства.

Национальная культура русского народа складывалась на протяжении многих веков. Её творцами являлись крестьяне, деревенские и городские ремесленники и мануфактурные рабочие.

Основными материалами в традиционном русском искусстве являлись дерево и глина. Из них народные мастера — плотники, столяры, резчики по дереву и гончары — изготовливали почти все необходимое в быту. При этом в бытовых изделиях они органично соединяли практическую целесообразность форм с художественностью, так как обладали чувством материала, формы, ритма и т.д. В своих изделиях, в их украшении мастера народного искусства выражали представления о красоте.

В России крупные центры художественной обработки дерева сложились в Московской и Нижегородской губерниях. В Нижегородской губернии получила широкую известность хохломская и городецкая роспись.


Хохломская роспись

Хохломская роспись возникла в ХVII в. в деревнях Новопокровское, Кулигино, Хрящи и др. Свое название промысел получил от названия старинного села — Хохлома, куда крестьяне соседних деревень свозили свой товар на продажу.

Хохломская роспись сформировалась под влиянием искусства иконописцев-староверов, бежавших в глухие леса Заволжья. Мстера использовали способ закалки изделий в печи, с помощью которого достигалась окраска изделий «под золото». Роспись выполнялась по лужёной поверхности киноварью и черной краской. Лужение — это процесс натирания изделий мелко растертым порошком олова по слою олифы (в ХХ в. этот металл заменили алюминием). Поверх росписи изделие трижды покрывали олифой. В печи олифа под воздействием высокой температуры приобретала янтарный цвет. Благодаря этому серебристый цвет изделия превращался в золотистый.

Во второй половине ХХ в. потомственные мастера хохломской росписи развивали традиции своих предшественников, обращаясь к верховой росписи и росписи «под фон». Среди них были Ольга Лушина (1928–2015) из д. Виноградово, Заслуженный художник России, Валентина Удалова (1947 г.р.) из пос. Ковернино, Николай Гущин (1961 г.р.) из д. Глибино, народный художник России, Нина Сальникова (1932 г.р.) из г. Семёнова и др.

В верховой росписи мастера обращались к орнаменту «травка». Большими мастерами «травчатого» орнамента в промысле хохломской росписи являются Ольга Лушина и Николай Гущин. В «Ларце» О. Лушиной и в «Кандейке» Н. Гущина растительный узор в виде кустиков травки свободно раскинулся по золотистому фону изделий. Роспись в орнаменте «травка» выполнена мазками красного и чёрного цвета, нанесёнными в ритмическом чередовании.

В росписи «под фон» помимо гибкого волнистого стебля или ветки, обегающего вкруговую формы поставков, чаш и других изделий, одним из основных узоров является «кудрина». Это узор в виде завитка органично вплетается в пышную ветвь, как в орнаменте «Супницы» Валентины Удаловой из её «Столового набора».

Другой центр хохломской росписи сложился после революции в г. Семенове, который в ХVIII и XIX вв. являлся вторым торговым центром в Заволжье, куда свозились для продажи деревянные изделия. В 1920-е гг. мастера г. Семёнова обратились к точению посуды и ее украшению растительным орнаментом в тех же техниках верхового и фонового письма, которые применяли мастера Ковернинского района.


Городецкая роспись

Промысел городецкой росписи складывался с ХVIII в. в деревнях Хлебаиха, Савино и других как украшение прялочных донцев. Сначала изделия украшали сюжетными сценами в технике контурно-скобчатой резьбы. С 1860-х гг. начался переход к росписи изделий красками. В 1870 г. коллектив мастеров выработал живописный стиль в декоре прялочных донцев. В 1920–1930-е гг. промысел почти угас, возрожден он был только к началу 1960-х гг. На фабрике «Городецкая роспись», построенной в 1960 г. в г. Городце, мастера создавали уникальные изделия, а также расписывали работы по образцам, созданным ведущими мастерицами в творческой лаборатории фабрики.

Большое внимание в промысле городецкой росписи уделялось технике письма масляными красками, а также разработке сюжетов и ассортимента изделий. Среди ведущих мастериц городецкой росписи выделялись Лилия Беспалова (1939 г.р.), Тамара Рукина (1939 г.р.), Валентина Черткова (1948 г.р.), Лидия Кубаткина (1942 г.р.) и многие другие.

Городецкая роспись сюжетная. Традиционными сюжетами в ней являются праздничные застолья, чаепития и торжественные выезды. В них неслучайно нашёл отражение уклад жизни таких сословий, как купечество и мещанство: прялочное донце служило часто подарком отца дочери к свадьбе или жениха невесте. В такой росписи были выражены пожелания благополучной жизни в достатке и радости.

Во второй половине ХХ в. мастерицы городецкой росписи обращались к традициям своих предшественников. Поэтому на прялочных донцах, сундучках, ларцах и декоративных панно сюжеты повторялись. В качестве основных мотивов украшения использовались цветочный орнамент и изображения петушка — предвестника наступающего дня.

В Нижегородской и Московской областях издавна развивались игрушечные промыслы. Среди них выделялись городецкая, федосеевская и богородская игрушка. Потомственным мастером городецкой игрушки являлся Тимофей Краснояров (1904–1985) из дер. Косково Городецкого района Горьковской области (ныне Нижегородской). Одним из мастеров федосеевской игрушки был Савелий Егоров (1918 г.р.) из деревни Федосеево Семеновского района Горьковской области.

Городецкая игрушка «Карусель» Т.Ф. Красноярова привлекает внимание сюжетной занимательностью, полихромной росписью. Фигурки двоих всадников и двух барышень установлены в чередовании друг с другом на плоской круглой дочечке, укрепленной на высокой подставке. Посредством механизма, вмонтированного в подставку, они приходят в круговое движение.

Федосеевская игрушка «Кузнецы» С.В. Егорова — топорная игрушка. Она производит впечатление незамысловатой игрушки, но по своему типу восходит к богородской. С. Егоров выполнил игрушку «Кузнецы» из планок, украсив её узором в технике контурного рисунка шариковой ручкой и краплением анилиновыми красителями красного и зелёного цвета по светло-жёлтому фону.


Богородская игрушка

Среди деревянных игрушек особым мастерством исполнения и выразительностью моделировки форм отличается богородская игрушка Московской области. Название промысла происходит от наименования села Богородское. В этом промысле, тесно связанном с ремеслами, развивавшимися при Троице-Сергиевой Лавре, мастера издавна создавали помимо игрушек мелкую скульптуру в виде отдельно стоящих жанровых фигур. Материалом для резьбы служила липа.

К числу уникальных работ, выполненных в технике богородской резьбы, принадлежат игрушки и скульптура Ивана Стулова (1902–1979). Среди них скульптура «Странник» являющаяся одной из лучших работ, в которых богородский мастер создал выразительный типический образ русского крестьянина ХIХ в.

Любимым персонажем богородских резчиков в ХХ в. был медведь. Мастер Сергей Устратов (1924 г.р.) создал игрушку с движением «Медвежья мастерская», изобразив группу животных, занятых разными видами работы. Фигуры медведей приводятся в движение посредством механизма, вмонтированного в подставку.

В 1960-е гг. широкую известность получил промысел полхов-майданской росписи в селе Полховский Майдан (Вознесенский район). До революции здесь развивался токарный посудный промысел. После вытеснения токарной деревянной посуды промышленными изделиями мастера перешли на изготовление небольших изделий и игрушек. Особое место среди игрушек заняли матрёшки и свистульки-«птички».

Точёные изделия Полховского Майдана отличаются яркой росписью. Перед росписью изделие трижды покрывают жидким крахмалом, позволяя каждому слою просохнуть. Затем на изделие наносят рисунок черной тушью и роспись анилиновыми красителями, разведёнными на спирту.

Основной мотив росписи в матрёшках Полховского Майдана — роза шиповника. Но каждая мастерица изображала этот цветок по-своему, как и другие элементы в росписи изделий. В 1980-е гг. вместо цветочного узора красильщица, как называли мастерицу по росписи в с. Полховский Майдан, изображала иногда на фартуке матрёшки деревенский «пейзаж» с зарей. Примером такой росписи является роспись на большой матрёшке из «Матрёшки трехместной» Анны Субботиной (1938 г.р.).

Развитие промысла полхов-майданской росписи выражалось в том, что матрёшки, как и коробочки, солонки, миски, декоративные яйца, расписывались здесь в разные периоды по-разному. Сначала в них применяли наводку контура рисунка техникой выжигания, затем посредством черной туши и, наконец, производили роспись так называемым приёмом пестрения, то есть только цветовыми пятнами без контура.

Важное место во второй половине ХХ в. в ассортименте изделий села Полховский Майдан занимали пасхальные и декоративные яйца. Яйцо — символ весны, нарождающегося солнечного света. Нина Штыркова (1964 г.р.) изобразила на «Яйце пасхальном» трёхглавый собор. М.Ф. и В.И. Масягины украсили декоративное яйцо изображением деревни с церковью. Часто мотивами для таких росписей служило село Полховский Майдан.


Дымковская игрушка

Богатые месторождения глин на территории нашей страны способствовали почти повсеместному развитию гончарства. А ему во многих центрах сопутствовало изготовление глиняных игрушек. Происхождение народной глиняной игрушки связывают с «охранительной» магией, т. е. с верой в способность предмета служить оберегом от зла. Крестьяне верили, что одолеть зло можно только добром. Поэтому в свистульках, фигурках птиц и животных они изображали своих помощников.

В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна лепили свистульки и фигурки животных, птиц. От названия слободы промысел и получил название «дымковская игрушка». Глину заготавливали весной на целый год. На протяжении ХIХ в. дымковские игрушки лепили в большом количестве к празднику Свистопляски, в котором принимали участие взрослые и дети г. Вятки. Праздник Свистопляски совпадал с весенней ярмаркой.

В конце ХIХ — начале ХХ вв. в промысле работала только одна мастерица — Анна Афанасьевна Мерзина (1853–1938), остальные мастерицы перешли на отливку скульптур из гипса. Благодаря А. Мерзиной и деятельности художника Алексея Ивановича Деньшина (1843–1948), обратившего внимание общественности на дымковскую игрушку, промысел сохранился.

Дымковскую игрушку лепили по частям: отдельно юбки «колоколом», шарики головок и т.д. Затем части соединяли вместе. После лепки игрушку в течение 3–4 дней просушивали и обжигали в обыкновенной русской печке (с середины ХХ в. — в муфельных печах), покрывали ровным слоем разведённого на молоке мела, снова просушивали и после этого расписывали темперными красками.

Свистулька «Уточка» потомственной мастерицы Ольги Коноваловой (1886–1979), дочери А.А. Мерзиной, и «Свистулька-трёхголовка» Елизаветы Перминовой (1935 г.р.), ученицы О. Коноваловой, восходят к эпохе язычества. Известно, что водоплавающая птица и конь в представлении мастеров прошлого связаны с суточным движением солнца.

Женские фигуры «Барыня», «Водоноска», «Няня» тоже восходят к традиции, но более поздней, а именно к традиции 1840–1870-х гг. На голове «Водоноски» Л. Никулиной (1906–1961) ярко-красный кокошник, на юбке «в клетку» белый передник с волнистой оборкой. Нарядность игрушкам придаёт яркая роспись и ромбики сусального золота.


Филимоновские игрушки

Филимоновские игрушки из дер. Филимонова и дер. Красёнки по преимуществу свистульки. Большая часть игрушек второй половины ХХ в. имеют удлинённые пропорции и трёхцветную роспись «в полоску», выполненную жёлтой, красной и зелёной анилиновыми красками.

Потомственные филимоновские мастерицы во второй половине ХХ в. по традиции лепили игрушки обычно из одного куска местной жирной глины, называвшейся «синикой». Игрушки были небольшого размера. После обжига глина высветлялась, становясь почти белой. Роспись выполнялась по светлому фону или по слою жёлтой окраски тем же анилиновым красителем.

Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах России, по-своему и разнообразно воплощался мастерицами Филимонова. Поэтому здесь встречается много вариантов игрушек «петушков», «курочек» и «павлинов».

Самобытный художественный стиль филимоновской пластики донесли до ХХ в. потомственные мастерицы А.И. Карпова (1910–1983), Заслуженный художник РСФСР, Е.К. Евдокимова (1912–1993), Е.И. Лукьянова (1911–2002), Т.М. Ершова (1913 г.р.) и др. Женская фигура у них часто является свистулькой, так как она держит «под мышкой» фигурку птицы, в «хвосте» которой устроен свисток. Примером характерной филимоновской женской фигуры является «Барыня» Татьяны Ершовой. Свистулька «Всадник» той же мастерицы сродни мифическому образу кентавра в скульптуре Древней Греции. Всадник изображен в виде полуфигуры, примазанной с помощью седла-накладки к фигуре коня.

Русский народ за многовековую историю развития создал свое традиционное искусство — национальные формы изделий и их украшения, а также в целом выразил свое понимание красоты, неотделимое от утверждения магии добрых сил.