Сказы П.П. Бажова в иллюстрации Г.К. Буреева и А.В. Ковалева

Сказы П.П. Бажова в иллюстрации Г.К. Буреева и А.В. Ковалева –

миниатюристов Палеха

 

Сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова (1979-1950) с конца 1930-х гг. привлекали внимание художников, среди которых были и миниатюристы Палеха. В КХМ им В.И. Сурикова хранится пять иллюстраций к сказам П.П. Бажова палехских художников Г.Г. Буреева и А.В. Ковалева: «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», «Золотой волос», «Синюшкин колодец» и «Ермаковы лебеди». Они выполнены в 1961 г. по одноименным сказам уральского писателя.

Григорий Константинович Буреев (1900-1972), Заслуженный художник РСФСР (1974), обучался в мастерских Комитета попечительства о русской иконописи (1911-1915 гг.) у И.М. Баканова. Потом работал в ряде иконописных мастерских. В 1928 г. он стал членом «Артели Древней живописи», объединившей бывших иконописцев Палеха в группу художников, перешедших от иконописи к лаковой миниатюрной живописи на предметах из папье-маше.

Другой палехский миниатюрист – Алексей Викторович Ковалев (1915-2000), Заслуженный художник РСФСР (1974), в 1935-1947 гг. учился в Палехском художественном училище им. А.М. Горького. В 1941-1945 гг. он участвовал в Великой Отечественной войне. С 1947 г. работал в «Товариществе художников Палеха».

Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. в семье потомственного мастера медеплавильных заводов Сысертского горного округа и с детства слышал рассказы, предания о жизни людей в старину, о горных рабочих, камнерезах, гранильщиках и др. Окончив в 1899 г. Пермскую духовную семинарию, он почти двадцать лет работал в разных учебных заведениях. После революции П.П. Бажов участвовал в гражданской войне, стал коммунистом, начал писать очерки, рассказы и т.д. После войны П.П. много лет работал корреспондентом в «Уральской областной крестьянской газете», в разных издательствах. Затем был руководителем Свердловского отделения Союза писателей, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии СССР. К сказам П.П. Бажов обратился в 1936 г. на основе собранного им рабочего фольклора Урала. Первые сказы были опубликованы в 1936 г., а признание к П.П. Бажову пришло в 1939 г. после выхода в свет первого сборника сказов «Малахитовая шкатулка».

Иллюстрации Г.К. Буреева и А.В. Ковалева к сказам П.П. Бажова выполнены на чернолаковых прямоугольных пластинах одного размера – 0,7 х 23 х 30.  Изображения вписаны в вертикальные форматы пластин, обрамлены точечным и стилизованным растительным орнаментами, выполненными в трех иллюстрациях твореным золотом и «серебром», в двух – твореным золотом. В целом иллюстрации к сказам П.П. Бажова привлекают глубоким проникновением в жанр сказа с характерной для него речевой «повествовательностью», ясностью композиций, тщательностью рисунка и разнообразием колорита, посредством которых передана атмосфера полуреального-полусказочного повествования.

Композиции пяти иллюстраций к сказам П.П. Бажова созданы в технике темперной миниатюрной живописи на основе творческой переработки традиций иконописи. Изображения в них связаны с плоскостью чернолаковых пластин посредством тщательно выполненной белильной подготовки, по которой был раскрыт цвет, а затем последовательно выполнены другие приемы письма: роспись, подплавка и пробела. Благодаря тщательной белильной подготовке и роскрыши иллюстрации построены декоративно, причем, не повторяясь в колорите, который в пяти иллюстрациях к сказам П.П. Бажова предстает разнообразным по характеру. Композиционно четыре иллюстрации построены многосюжетными, одна – односюжетной. Пространство, в котором развернуты повествовательные действия, передано не линейной и воздушной перспективами, а средствами композиции и колорита. Оно наполнено изображением предметов, например, изображениями леса, рабочего поселка и завода.

Сказы «Медной горы хозяйка» и «Каменный цветок» географически связаны с одним из пяти заводов, входивших в Сысертский горный округ, называвшимся Полевской. Рядом с ним находилось медное месторождение крепостной поры Урала – рудник Гумешки.

В иллюстрации «Медной горы хозяйка» местом действия являются Гумешки с изображением Полевского завода, рабочего поселка и внутреннего пространства забоя в высокой горе. Главный персонаж одноименного сказа Степан изображен в нижней части пластины передающим слова Хозяйки медной горы приказчику и в центре – несущим наказание за это работой в забое. Художники изобразили его в большом масштабе: на первом плане – в окружении таких же, как и он рудокопов и одновременно в противостоянии приказчику, на втором – внутри горы, с кайлой в руках, заведенной за голову. Степан изображен светловолосым, в светло-красной рубахе. На вершине горы, выделяющейся на фоне неба с плывущими по нему облаками, изображена Хозяйка Медной горы, фигура которой наполовину скрыта ею. Благодаря участию Хозяйки Медной горы Степан добывает в забое отборный малахит, «ровно его кто руками подбрасывает».

Колорит иллюстрации «Медной горы хозяйка» построен на преобладании теплых тонов: охры, жёлтого, красного, которые в сочетании с холодными, воспринимаются расположенными ближе и дальше, то есть условно передают планы в композиции повествовательного действия.

Тема сказа «Каменный цветок» – жажда творчества, постижения тайны природного материала, из которого создается предмет. В центре иллюстрации «Каменный цветок» в большом масштабе изображены Данила-мастер, высекающий каменный цветок, и Хозяйка Медной горы, сидящая справа перед своим каменным цветком, служащим, по-видимому, своеобразным образцом для Данилы.

Вокруг центрального сюжета размещены сюжеты меньшего масштаба, которые в повествовательном действии сказа предшествуют ему. Это изображения Данилы-подпаска, играющего на рожке, Данилы-мастера перед разбитой им каменной чашей, Данилы в момент прощания с невестой Катериной. Изображение Катерины, идущей по лесу, и Хозяйки Медной горы в ее подземном сказочном лесу – проскальзывающие действия, происходящие одновременно с событием сюжета в центре иллюстрации.  

Видимо, в многосюжетной иллюстрации «Медной горы хозяйка» Г.К. Буреев и А.В. Ковалев стремились рассказать не только о главном персонаже и его взаимоотношениях с другими персонажами, но также о творчестве самого уральского писателя, создававшего сказы циклами. Воплощения темы сказа «Каменный цветок» они достигли с помощью тщательного рисунка, выразительного колорита и приемами письма темперой. В колорите «Каменный цветок» преобладают теплые тона, тонко сгармонированные с холодными.

Сказ «Золотой волос» П.П. Бажов написал на основе башкирского фольклора. Иллюстрация «Золотой волос» выполнена с не меньшим мастерством в изображении повествовательного действия сказа и передаче атмосферы, наполненной необычностью происходящего.

Встреча главных персонажей – башкирского богатыря-охотника Айлыпа и дочери фантастического персонажа Полоза, по имени Золотой Волос, предстают в этой иллюстрации своеобразной завязкой композиции. Этот сюжет занимает нижнюю половину в прямоугольной плоскости пластины и изображен в большом масштабе. Два других эпизода изображены в меньшем масштабе в верхней части композиции слева и справа. Это побег Айлыпа и девушки Золотой волос ночью на лошадях и обретение ими спасительного места на камне озера Иткуль, который посередине стоит «вроде горки».

            Девица невиданной красоты, изображенная сидящей на белом камешке у реки, производит впечатление излучающей свет, и в особенности ее золотые волосы, написанные светлой охрой. Этот эффект достигнут приемом письма плавью – наложением жидких тонких прозрачных слоев краски по белильной подготовке. В момент встречи с девушкой Золотой волос Айлып предстает пораженным ее необыкновенной красотой. Восхищение богатыря передано движением фигуры, изображенной в профильном повороте влево. Стоя у подножия камня, Айлып смотрит на девушку снизу вверх, припав на колено одной ноги и прижав к груди правую руку.

Сказ «Синюшкин колодец» написан о первых открывателях месторождений Урала и о том, что не каждому человеку природа открывает свои тайны и богатства. Воплощением тайны природы и ее неисчерпаемых богатств в иллюстрации «Синюшкин колодец» выступает фантастический персонаж – Синюшка в обликах старушки и девушки.

В нижней части этой иллюстрации Илья, главный персонаж сказа «Синюшкин колодец», рабочий прииска, запечатлен зачерпнувшим ковш воды в колодце Синюшки и пытающимся поднять его. А она изображена в облике старушки, стоящей по другую сторону колодца и подсмеивающейся над Ильей. Еще один персонаж в этом сюжете – Кузька по прозвищу Двоерылко – изображен прячущимся за деревом и внимательно наблюдающим за Ильей.

В центре композиции запечатлен главный эпизод сказа «Синюшкин колодец», выделенный изображением в большом масштабе. Здесь Илья предстает стоящим на пригорке перед внезапно появившейся перед ним Синюшкой в облике девушки, подносящей ему решето с ягодой. П.П. Бажов пишет в сказе, что она предстала перед Ильей такой пригожей девчонкой, что «и сказать нельзя». «Глаза звездой, брови дугой, губы – малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута…»

В верхней части композиции изображен момент, предшествующий этому сюжету, – поочередное появление перед главным персонажем двух высоких девиц, держащих в руках золотой и серебряный подносы с грудой богатств. Они запечатлены плавно удаляющимися от центральной сцены в клубящейся дымке тумана.

Колорит иллюстрации «Синюшкин колодец» построен на преобладании синего, голубого, бирюзового и зеленого тонов, выражающих тему тайны природы, ее несметных богатств, скрытых от человека. Между тем главные персонажи, изображенные в центре композиции, выделены посредством теплых и светлых тонов.

Сказ «Ермаковы лебеди» П.П. Бажов написал по легендам о покорителе Сибири Ермаке. Сюжетом этой иллюстрации является момент прощания главного персонажа Ермака Тимофеевича с Алёной, происходящий поздней осенью 1581 г. на берегу реки Чусовой.

П.П. Бажов писал об атамане Ермаке Тимофеевиче и Алёне в сказе «Ермаковы лебеди»: «Оба высокие да статные, красивые да приветные, как погожий день в осени». Г.К. Буреев и А.В. Ковалев с большим мастерством изобразили в одноименной иллюстрации этих персонажей. Они статны, движения их величавы. С особой убедительностью передана одежда этих персонажей с тонкой и разнообразной узорной отделкой. Вместе с тем в иллюстрации «Ермаковы лебеди» привлекают внимание разнообразием поз и выражений лиц также второстепенные персонажи – казаки ватаги Ермака.

Важной частью композиции в ней является изображение двух лебедей над стругом Ермака. Птицы фланкируют развивающийся над стругом парус. На связь парящих в небе птиц с главным персонажем сказа «Ермаковы лебеди» указывает близость очертаний лебедей и паруса, раздуваемого ветром, и то, что они написаны белым цветом.

Таким образом, палехские миниатюристы Г.К. Буреев и А.В. Ковалев предстают в иллюстрациях к сказам П.П. Бажова мастерами книжной иллюстрации и миниатюрной живописи. Их произведения привлекают внимание ясностью композиционных построений, декоративностью колорита и глубоким содержанием. Поэтому пять иллюстраций Г.К. Буреева и А.В. Ковалева к сказам П.П. Бажова можно причислить к одним из лучших иллюстраций к произведениям уральского писателя в целом.