Сибирский пейзаж в творчестве художников второй половины XIX—начала XX веков

Значительную часть коллекции русской живописи и графики XIX—начала XX веков Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова составляют произведения пейзажного жанра. И это объяснимо. В России во второй половине XIX столетия складывается целая школа лирического, реалистического пейзажа, работают выдающиеся художники-пейзажисты: Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов и др. В конце столетия определяющее влияние на русское изобразительное искусство начинает оказывать импрессионизм, многие наиболее талантливые живописцы, в числе которых были В.Д. Поленов, И.И. Левитан, а вслед за ними множество их учеников, воспринимают основные творческие методы нового направления. Для импрессионизма основным жанром был пейзаж, и значительная часть отечественных мастеров изобразительного искусства в конце XIX—начале XX веков была именно пейзажистами. Русский реалистический и импрессионистский пейзаж XIX—начала XX веков занимает особое, важное место в истории и отечественного, и мирового искусства.

В Сибири первые значительные профессиональные художники появляются к концу XIX столетия. И конечно же, пейзаж становится для них одним из главных жанров. Художник Илья Григорьевич Шешунов (1860–1920) родился и прожил большую часть жизни в Иркутске. Учился в Петербургском университете на физико-математическом факультете. Служил чиновником, писал научные работы по экономике, но основным его увлечением было искусство. В 1884 году он даже поступил в Императорскую Академию художеств, но через год вынужден был уйти из академии. С 1903 года И.Г. Шешунов начал участвовать в художественных выставках, проводимых в Иркутске. С 1906 по 1914 год художник проживал в Красноярске, занимая должность директора народных училищ Енисейской губернии. Работ живописца сохранилось немного, даже в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва хранится лишь три его произведения. В Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова творчество художника представлено картиной «Озеро Байкал», написанной в 1905 году.


Самый известный сибиряк в истории изобразительного искусства, уроженец Красноярска В.И. Суриков (1848–1916) был выдающимся мастером исторического жанра. Пейзаж играет важную роль во многих его исторических полотнах. К пейзажу он обращался и в своих этюдах. Акварельный этюд «Кузнецкий Алатау» был создан в 1873 году во время летней поездки на юг Енисейской губернии. Эта работа относится к ученическому периоду биографии мастера, когда Суриков был еще студентом Академии художеств. Другой акварельный пейзаж «Енисей» написан во время поездки художника на родину в 1895 году.


Большое влияние на развитие изобразительного искусства в Сибири оказал художник-пейзажист Станислав Евгеньевич Вронский (1840–1898). Поляк, уроженец Люблина, учившийся в Варшавской художественной школе, в Сибири он оказался как заключенный Забайкальской каторги после подавления польского восстания 1863–1864 годов. С 1870 года, отбыв срок заключения, проживал в Иркутске, где открыл художественную мастерскую, а с 1880 по 1885 годы преподавал рисование в Иркутском техническом училище. Вронский много путешествовал по Сибири в составе научных экспедиций и писал пейзажи с видами тех удалённых мест, в которых ему удалось побывать. И даже когда художник в конце жизни вернулся на родину, в Польшу, в его пейзажах продолжали угадываться сибирские мотивы. Творчество С.Е. Вронского в Красноярском художественном музее представлено несколькими работами, в их числе пейзаж «Сосны на снегу в поле» 1897 года.


Одним из крупнейших сибирских живописцев начала XX века был Григорий Иванович Гуркин (1870–1937). Уроженец алтайского села Улала, начавший художественное образование классе иконописания школы при Алтайской духовной миссии, он стал учеником великого пейзажиста И.И. Шишкина и вольнослушателем Академии художеств. Вернувшись на Алтай, художник написал множество произведений в пейзажном жанре, посвящённых суровой природе Южной Сибири. Произведения мастера есть и в Красноярском художественном музее, среди них работы «Конец августа», «Туманный день. Алтай», «Озеро Тальменье», «Хакасские курганы», написанные в период с 1907 по 1914 годы.


Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874–1952) занимает важное место в истории искусства Красноярского края. Учившийся в Академии художеств в 1892–1896 годах художник стал одним из ведущих преподавателей рисовальной школы в Красноярске, постоянным участником научных этнографических экспедиций, ярким общественным деятелем. Д.И. Каратанов активно участвовал в создании всемирно известного заповедника, сейчас национального парка, «Красноярские Столбы». Именно там им были написаны многие пейзажные работы, среди них этюд «На Столбах» 1909 года.


Проживавший в Томске и Новосибирске живописец Николай Федорович Смолин (1888–1962), учившийся в Казанской художественной школе, считается одним из самых ярких художников Западной Сибири первой половины XX века. Он признанный мастер портрета, но работал и в других жанрах. В фондах Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранится его пейзаж «На реке Томи», написанный гуашью.