Северный ветер: орнаменты народов Сибири

На Севере Сибири в приенисейской зоне живут коренные малочисленные народы, и их творчество обладает своеобразными чертами. Это нганасаны, долганы, ненцы, энцы, эвенки, кеты, селькупы. Орнамент северных народов отличается геометрическим стилем, яркостью и контрастностью цветов. Задолго до первого влияния русской культуры на эти народы в орнаментальном народном творчестве сложился самобытный язык. Но живя тесно бок о бок друг с другом, обладая единой территорией и общими принципами хозяйствования, разные народы могли влиять друг на друга и перенимать элементы орнаментации.

Долганы — это народ, проживающий в северной части Красноярского края, и он сформировался позднее других северных народов данного региона. Благодаря этому в его изделия проникли черты эвенкийского и якутского орнамента, а также элементы русского народного искусства, распространенного в среде затундренных крестьян. Получился свежий яркий и самобытный тип долганской орнаментальной вышивки. В нем можно заметить как любовный взгляд на окружающую природу, так и символизм. Долганы выбирают в качестве фона темную (черную) основу одежды, а в качестве материала для орнамента предпочитают яркие нити и цветной бисер.

Миф о птице-гагаре

У народов Севера Сибири в орнаментах распространен образ птицы-гагары. Символическое значение этой водоплавающей птицы связано с космогоническим мифом (мифом о происхождении мира). Нырнув под первичные воды и достав комочек земли, она стала творцом тверди. Весьма распространен птичий образ в декоративно-прикладном искусстве данных народов. Он может встречаться в металлических и бисерных украшениях одежды.

В фондах нашего музея находится женская долганская шапка капорообразной формы, на которой вышит геометризированный мотив следа птицы гагары. Если обратить внимание на основной мотив узора на шапке — это «гусиная лапка» или «чум». В первом значении это мотив птицы гагары, которая считается сакральной у многих северных народов. Это женская шапка, богато украшенная бисером и мехом (вероятно, это мех росомахи, который всегда ценился у северян, поскольку он не покрывается инеем на морозе).

Такие капоры называются по-долгански бэргесэ. Мужская шапка, вышитая бисером, создавалась руками будущей невесты, а при помолвке она надевала на избранника головной убор, украшенный ею собственноручно. Предметы, служащие брачному обряду, должны обладать символизмом, ведь они связаны с переходом в новое состояние. Разглядывая узоры из бисера на долганской одежде, можно заметить, что чередование пары черных и пары белых бусинок весьма распространенный мотив на парках и головных уборах. Белые и черные бисеринки играют роль символических смен длинных дней и ночей. Дугообразные элементы у народных вышивальщиц бисером получили название «ноготок», так как за формы берется овал ногтя большого пальца. На затылочной части по традиции вышивают мотив четырехвильчатой розетки, связанный с душой владельца капора.

Орнаменты на одежде

Перекочевка в оленеводческой практике — это тоже сложный переход, сопряженный со множеством опасностей. Поэтому вещи, которые окружают человека в этом процессе, должны быть крепкими и охранять от злых сил, неудач. Взгляните на мешок для вещей «матага», сшитый из оленьей ровдуги и снабженный ремешками, чтобы привязывать его к седлу: вместителен, крепок и красив. Он украшен аппликационным орнаментом «лебяжья фаланга». Орнамент является одновременно молитвой, обращенной к предкам и силам природы, стоящим за ними. Использован принцип меховой мозаики, в чем долганы, как и в целом северные мастера, были искусны.

В коллекции представлены праздничные парки долган, украшенные бисерным орнаментом. При этом одна из женских парок на выставке, украшена исключительно вышивкой из крашенных нитей. Будучи суконной, но с декоративной оторочкой из меха, эта парка являет собой облегченный вариант одежды. Все парки на уровне бедер украшены зигзагообразным бордюрным орнаментом, носящим название «ардай» («расщелина») и символизирующим горы. Зигзаг у долган нередко дополняется треугольным элементом, вверху и внизу, создающими символическую встречу небесного и духовного.

Мужские и женские долганские парки являются отдельным видом зимней одежды. Для них характерен удлиненный задний подол. Это является практическим решением в северных условиях — ведь при необходимости присесть, слой подола становится дополнительной подстилкой. Одежду тщательно выкраивали, используя меру в виде пальцев руки. Шили жильными нитями. В долганском орнаменте одежды развивается полосный орнамент (ленточный), геометрического типа. Орнамент мог исполняться разными техниками — это бисерная техника, меховая инкрустация или вышивка цветными нитями. Зимняя парка, как правило, оторачивалась мехом волка или росомахи. Обязательно декорировались рукава парки в виде разноцветных полос из сукна. Темный фон (черный или коричневый) делает разноцветный орнамент еще более ярким. В орнаменте участвуют шевроны, зигзаги, треугольники, точки, кружки, квадраты, дуги. Цветовым костяком орнамента служит черный и белый бисер, который чередуется через две бусинки. Он дополняется параллельно идущими цветными рядами бисера.

Горизонтальные разноцветные полоски на манжетах парки, как считается, связаны с абстрактным пейзажем, ассоциируются с северным сиянием.

В вышивке бисером мастерицы используют бордюрный орнамент, розетки, арочный, «скобки» (елочный), зигзаг. Цвет бисера выбирают контрастным к основе (основа — красная, черная, коричневая). Часто это прием чередования черного и белого рядов или пар бусин. Но черный и белый всегда дополняются рядами цветного бисера.

Орнамент на традиционной одежде долган размещается полосами по вертикали и горизонтали — у края подола, рукава, по талии.

Магия орнамента

Геометрический тип орнамента является одним из самых архаических и поэтому аутентичен исконной традиции. Но эти геометрические элементы восходят к природным прототипам, становясь указателями на фауну. Для народов, чья традиционная деятельность связана, прежде всего с оленеводством, важен такой мотив, как «рога оленя», а также значимы следы, оставленные на снегу лапками птиц и зверей. Даже такой предмет быта, как металлическая мясовынималка, скорее всего предназначен был для особых случаев, так как украшен мотивом «рогов» на рукоятке.

Декоративное начало для коренных народов Севера часто тесно связано с магической функцией. Некоторыми вещами не следует пользоваться, пока на них не нанесен декор. Поэтому бытовые предметы украшаются орнаментом, который может служить особой «душевности» предмета. Например, круглая шкатулка из дерева, украшенная сукном и бисерной вышивкой, поступила в музей с полуострова Таймыр. Использованы традиционные мотивы — ноготок, черно-белый орнамент, а также ряды цветных параллелей на фоне красного сукна. Шкатулка могла использоваться для хранения вещей мастерицы. Предмет из научно-вспомогательного фонда музея — таймырская трубка с кисетом. Трубка помещена в кожаный чехол. Чехол украшен тремя бисерными «обхватами» по три-шесть рядов в кольце. Полукруглый кисет привязан кожаными ремешками на металлической скобе и украшен разноцветными бисерными рядами. Простая орнаментация параллельными цветными рядами на кисете, а также на ремешке красуются крупные цветные бусины. По одной версии, курительные трубки распространились в Сибири, придя из Китая и Маньчжурии, а по другой — от русских казаков.

В северной коллекции декоративно-прикладного творчества имеются также женский комбинезон и детская парка от нганасан.

Женский меховой комбинезон нганасан является нательной одеждой. В качестве материала используется ровдуга, т.е. замша из оленьей кожи.

Детская нганасанская парка также сшита из ровдуги, оторочена белым мехом. У разреза на груди есть кожаные ремешки, а вдоль разреза с обеих сторон пришиты красные полоски с металлическими украшениями, внизу же эти полоски завершаются колокольчиками. Это делалось для того, чтобы уберечь ребенка от злых сил. Множество элементов из желтого металла продеты через петельки в каждой орнаментальной полосе. Каждый элемент представляет собой тройственную структуру и расположен горизонтально.

Цветовое решение одежды нганасан отличается древней аутентичной основой. Это красный, белый и черный цвета. Белый является основой, а красными и черными элементами выложен геометрический узор на одежде. Данный цветовой и графический орнамент, вероятно, произошел от вида тотемного первопредка гагары. Священная птица имеет аналогичный окрас перьев, ее оперение тяготеет к выразительному графическому ритму контрастных пятен.