Лаковая миниатюра Федоскино, Палеха, Мстёры и Холуя – часть национальной культуры России. В 1795 г. в подмосковном селе Данилково купец Пётр Иванович Коробов (1752–1819) основал первую в России фабрику изделий из папье-маше с художественной миниатюрной росписью. Технологию изготовления папье-маше он перенял на известной тогда фабрике Иоганна Генриха Штобвассера в небольшом немецком городе Брауншвейге. В первоначальный период развития фабрики П.И. Коробова большое внимание уделялось технологическому процессу изготовления изделий из папье-маше.
В 1818 г. фабрика перешла к зятю П.И. Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784–1863). В 1830-е гг. крупное предприятие лаковых изделий располагалось вблизи подмосковного села Федоскино. При П.В. Лукутине развитие производства на фабрике достигло расцвета. На ней было освоено производство изделий разнообразных форм: круглых, овальных, прямоугольных, квадратных, со сложной пластической разработкой и простых.
В формообразовании изделий мастера опирались на опыт других областей русского декоративного искусства, например, предметов из кости, дерева и др. Наиболее удачные формы тщательно отрабатывались. Они становились традиционными, варьировались в украшении. Применяли исконно федоскинские приемы: «цировки», «скани», отделку под камень, черепашку. Лакированное папье-маше сочеталось с другими материалами: костью, металлом, фарфором, пластинками панциря черепахи и т.д.
Миниатюрная живопись выполнялась в жанрах пейзажа, портрета, сцен из жизни др. Среди традиционных сюжетов широкое распространение имели «тройки» и «чаепития». В практике миниатюристов Федоскино большое место занимало творческое копирование произведений русских художников. В целом продукция этого предприятия была рассчитана на все сословия общества. В 1828 г. Федоскинская фабрика получила право изображения на изделиях государственного герба.
В 1843 г. фабрику лаковых изделий возглавил сын П.В. Лукутина Александр Петрович Лукутин (1818–1888). В этот период изделия Федоскинской фабрики продолжали пользоваться широким спросом и успешно конкурировали на выставках за границей. Но постепенно качество изделий понижалось. И в 1904 г. фабрика была закрыта.
В 1910 г. бывшие мастера фабрики Лукутиных объединились в Федоскинскую трудовую артель. Промысел федоскинской миниатюры начал возрождаться. В 1910 г. произведения мастеров были удостоены серебряной медали на выставке в Казани, а в 1913 г. – золотой медали на выставке в Киеве.
Во второй половине ХХ в. последующие поколения миниатюристов продолжали развивать традиции федоскинской миниатюры ХIХ века. На смену копированию живописных произведений пришло создание авторских работ. Большую роль в развитии промысла во второй половине ХХ в. играла индивидуальность художника. Вклад в развитие федоскинской миниатюры внесли многие миниатюристы, среди которых были Виктор Дмитриевич Липицкий (1921–1994), Скрипунов Геннадий Венедиктович (1923-2012) и Юрий Васильевич Карапаев (1936–2009) и др. Миниатюры на шкатулках и коробочке этих мастеров выполнены в традициях прошлого по слою металлических порошков в технике письма по-плотному и по-сквозному. Благодаря этому краски на миниатюрах, представленных в собрании музея, производят впечатление светящихся.
После революции иконописание в России было запрещено. Поэтому иконописцы трёх центров иконописания – Палеха, Мстёры и Холуя – обратились к новому для них виду искусства – к лаковой миниатюре на изделиях из папье-маше.
Основоположником палехской лаковой миниатюры на изделиях из папье-маше стал Иван Иванович Голиков. Он первым обратился к миниатюрной живописи на изделиях из этого материала. Технология папье-маше была позаимствована палешанами у миниатюристов Федоскино. В 1924 г. бывшие иконописцы Палеха объединились в Артель древней живописи.
Обратившись к декорированию предметов миниатюрной живописью, палешане сохранили технику письма темперными красками, разведенными на яичном желтке. Благодаря этому им удалось выработать свой стиль в новом искусстве – декоративно-орнаментальный. Тематика их миниатюр была очень разнообразной: современная действительность, русский фольклор, сказки А.С. Пушкина, произведения М. Горького и других русских и западноевропейских классиков.
Палехские миниатюристы второй половины ХХ в. опирались на традиции основоположников. Они обращались к темам повседневной жизни, к русскому фольклору, к сказкам А.С. Пушкина и др. В миниатюрах Ольги Валентиновны Абрамовой, Н.П. Дегтяревой, Олега Николаевича Духанина, Ларисы Ивановны Конышевой, Александра Александровича Косарева, Нины Ивановны Смирновой, Владимира Петровича Холмова и В.В. Федотова запечатлены односюжетные и многосюжетные композиции. Декоративный стиль произведений основан на контрасте ярких по краскам изображений и черного фона, осмысленного художниками как условно переданное пространство.
Вторым широко известным центром лаковой миниатюры в России стало село Мстёра Владимирской области. До революции в нём также существовало иконописание. Переход к лаковой миниатюре был для иконописцев сложным. Стиль мстёрской лаковой миниатюры сложился на основе местных традиций иконописания, в которых важным элементом был пейзаж.
В миниатюре Мстёры, в отличие от Палеха, чёрный цвет лакового изделия не участвует в изображении. Мстёрцы пишут по сплошному светлому, обычно белому грунту. Повествовательное действие они помещают в пейзаж вне зависимости от того, изображают современную действительность или историческое прошлое. Отсюда светоносность миниатюрной живописи Мстёры. При этом пространство, как и в Палехе, передается всегда развернутым не в глубину, а поднимающимся ярусами снизу вверх.
Значительный вклад в развитие мстёрской миниатюры внесли художники второй половины ХХ в. Юрий Михайлович Ваванов (1937 г.р.) и Лидия Александровна Демидова (1927 г. р.).
Слобода Холуй в середине ХVI в. являлась вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. Это сказалось на распространении в ней иконописания. После революции переход этого традиционного центра иконописания к миниатюрной живописи был более длительным и сложным. В Холуе только в 1933 г. несколько иконописцев обратились к лаковой миниатюре на папье-маше. Основоположниками лаковой миниатюры в Холуе стали Сергей Александрович Мокин (1891–1945), Василий Дмитриевич Пузанов-Молев (1892–1961) и Константин Васильевич Костерин (1899–1985). Стиль миниатюрной живописи сформировался позже на основе традиций иконописания и приемов, найденных ими. Характерными признаками лаковой миниатюры Холуя являются живописная рельефность, мягкость колорита, особая «пластика» мазка, мягкое вписывание цветового фона в фон изделия.
Шкатулки с миниатюрной живописью Петра Андреевича Митяшина (род. 1948 г.) и Владимира Николаевича Седова (род. 1952 г.) – художников третьего поколения миниатюристов Холуя – характерные образцы лаковой миниатюры Холуя.
Окончив в 1971 г. холуйскую профтехшколу, оба художника вскоре были приняты в экспериментальную творческую группу мастеров, которыми руководил художник В.А. Белов. Их интересовала история, образы классической литературы и др.
Тему Отечественной войны 1812 г. Митяшин П.А. воплотил как борьбу народа с захватчиками. На крышке шкатулки «1812 год» представлена многосюжетная композиция, в которой изображен последовательно целый ряд событий Отечественной войны 1812 г.: выход русской армии из Москвы, пожар в Москве, борьба народа с захватчиками, совет в Филях и подготовка военных к Бородинскому сражению.
Владимир Николаевич Седов (род. 1952 г.) передал в миниатюре шкатулки «Магнитка» энтузиазм молодых рабочих – строителей Магнитогорского металлургического завода. Цветовая гамма построена в ней на сочетании красного, оранжевого и охры. В.Н. Седов, в отличие от П.А. Митяшина, включил в изображение историко-бытовых событий черный цвет, в который окрашен предмет. Но чёрный цвет осмыслен художником, как и теплые цвета, образно. Тема созидания трактована как преобразование самой жизни, в которой люди принимают активное участие.
Таким образом, русская лаковая миниатюра второй половины ХХ в. в произведениях миниатюристов Федоскино, Палеха, Мстёры и Холуя, хранящихся в собрании Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, предстает уникальным художественным явлением, разнообразным по темам и особенностям их воплощения. В каждом из центров лаковой миниатюрной живописи мастера опирались на традиции прошлого и в то же время не повторяли своих предшественников, находя новые композиционные и колористические решения. В целом их произведения отличаются мастерством исполнения и глубиной содержания.