Коллекция русской гравюры и литографии XVIII - XIX вв. Красноярского художественного музея насчитывает 128 произведений. Основу собрания составили листы, переданные в 1960-1980-е годы из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного Исторического и Русского музеев.
К ранним произведениям русской гравюры в собрании музея относятся прекрасные образцы парадного портрета первой половины – середины XVIII века, выполненные в технике резцовой гравюры. В коллекции этот период представлен работами Х.А. Вортмана и Е.Г. Виноградова.
Немецкий гравер Х.А. Вортман с 1728 года обучал русских мастеров при Российской Академии наук. В России он исполнил большое количество портретов в технике резцовой гравюры.
Начиная с конца 1750-х годов развитие русской гравюры было связано с Академией художеств и открытым при ней в 1759 г. граверным классом. Большинство выдающихся мастеров русского эстампа конца XVIII-начала XIX века (Н.И. Уткин, Е.П. Чемесов, Г.И. Скородумов, С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомской и др.) стали ее выпускниками.
Прославленным мастером резцовой гравюры конца XVIII века был И.А. Берсенев, который, еще будучи учеником Академии, руководил занятиями граверного класса. В собрании музея находится работа мастера с картины Доменикино «Иероним в пустыне», вероятно, выполненная во время его пенсионерской поездки в Париже.
Другой известный график конца XVIII столетия, Г.И. Скородумов, после обучения в Академии уехал в Лондон, где в мастерской Ф. Бартолоцци изучил гравирование пунктиром, а по возвращении в Россию обучил этой технике ряд русских художников. «Портрет Великого князя Павла Петровича» с оригинала А. Рослена, находящийся в коллекции музея, – интересный образец, выполненный пунктиром.
В 1799 году в Петербургской Академии художеств был учрежден класс ландшафтной гравюры, руководителем которого стал С. Щедрин. Граверы этого класса переводили на язык резца живописные виды дворцовых парков Петергофа, Павловска и Гатчины, исполненные руководителем. Из него вышли лучшие мастера русского гравировального пейзажа начала XIX века – С.Ф. Галактионов, А.Г. Ухтомской, братья Ческие. В собрании художественного музея имеются как ученические работы этих мастеров, так и выполненные в последующее время.
Крупнейший мастер русской классической резцовой гравюры, снискавший европейскую известность, Н.И. Уткин, представлен в коллекции Красноярского музея пятью портретами. Последним значительным мастером резцовой гравюры был И. Пожалостин.
Один из лучших рисовальщиков своего времени, А.Е. Егоров, в 1814 году, создал альбом рисунков, сочиненных и награвированных им самим карандашной манерой и офортом. Альбом включал 17 композиций на темы Священного Писания, многие из которых повторяли его живописные работы. Две из них, гравированные карандашной манерой, – «Сусанна и старцы» и «Апостолы Петр и Павел в темнице» – украшают собрание нашего музея.
Заслуженную славу снискал своими репродукционными портретами П.Ф. Борель. В музее представлена одна из наиболее совершенных работ мастера – «Портрет Ф.П. Толстого» с оригинала С.К. Зарянко.
Широкое распространение в России XIX века получил офорт. Значительный интерес к этой технике проявляли передвижники, используя его преимущественно, как средство для репродуцирования и распространения своих живописных работ. К офорту обращались многие знаменитые российские художники. Офорты И.Е. Репина, Н.Н. Ге, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, находящиеся в собрании художественного музея, представляют собой интересные образцы отечественной гравюры второй половины XIX века.
Творчество Н.С. Мосолова – "одного из лучших офортистов", по словам коллекционера Д.А. Ровинского, представлено в коллекции семью офортами. Мосолов за свою жизнь награвировал 357 досок по произведениям русских и западноевропейских мастеров.
Собрание русской гравюры, литографии из фондов Красноярского художественного музея охватывает более чем 200-летний период и дает представление о развитии искусства печатной графики в России, а также о художественных особенностях мастеров XVIII - XIX веков.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКАХ
Гравюра резцом. Линии рисунка вырезаются на тонкой, ровно прокатанной медной пластине посредством особого инструмента – четырехгранного резца или штихеля с ромбическим сечением, косо отточенным на конце. Углубленные линии рисунка набиваются краской с помощью тампона. Затем доска вытирается с расчетом, чтобы краска осталась лишь в углублениях. При печатании доска вместе с наложенной на нее увлажненной бумагой пропускается между валами пресса. Гравюра резцом дает около 1000 оттисков.
Офорт. Основной принцип техники состоит в том, что работа по прорезанию линий на металле заменяется травлением кислотой. Доска покрывается предварительно лаком, который не разъедается кислотой. Затем острой иглой наносится рисунок, причем металл в этих местах обнажается. Доска погружается в кислоту, и лишенные лакового покрытия участки делаются углубленными. Доска с наложенной на нее увлажненной бумагой пропускается между валами пресса. Офорт дает около 500 оттисков.
Литография. Процесс работы заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой. На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цинка и алюминия. Литография дает несколько тысяч оттисков.