Портретная миниатюра XVIII — XIX веков

Миниатюрный портрет или Портретная миниатюра (Portrait miniature) - вид камерной портретной живописи и графики, выполненной в малом формате. Пик популярности этого жанра пришёлся на приблизительный период с 17 по 19 век. Портретная миниатюра представляет собой портрет малого формата (от полутора до двадцати сантиметров), который отличается особым смыслом и тонкостью исполнения. Помимо этого в портретной миниатюре выделяю своеобразную технику исполнения и использование средств, которые присущи исключительно данному виду изобразительной формы.

Форматы и виды миниатюр весьма разнообразны: они пишутся на бумаге, пергаменте, слоновой кости, картоне, фарфоре и металле. Работа была очень тонкой, изображение на эмали выполнялось особыми кистями из шерсти горностая. В качестве краски использовались: гуашь, акварель, масляные краски и художественные эмали. Каждый художник работал в своей технике, что делало каждую миниатюру индивидуальной. Были мастера, которые все портреты делали овальными, другими вариациями формы миниатюры были ромб, круг, восьмиугольник и другие.

Полностью соответствуя традициям большого портрета, лицо в миниатюре помещается на нейтральный фон. Но миниатюра всегда несет более интимный характер. Маленькие изображения вставляются в медальоны, которые носятся на груди, или же ими украшались крышки табакерок, часы, веера и браслеты, перстни и броши. Для защиты хрупкой основы от поломки или же деформации, а рисунка от каких-либо физических повреждений, готовая миниатюра вставлялась в металлическую оправу, со слегка выпуклым или плоским стеклом.

Ограниченный размер полотна для изображения помог портретистам-миниатюристам выработать множество уникальных собственных изобразительных приёмов, применяемых лишь в этой художественной сфере. Поскольку робота требовала высокого мастерства, она была дорогим удовольствием для простых людей, ее заказывали правители, представители аристократии и высшее духовенство. Стоит отметить, что на миниатюре нередко появлялся девиз или слова признания в любви, а вот подпись художника часто отсутствовала.

Зачем же нужны были такие миниатюры? Такие портреты могли быть трогательным напоминанием об образе дорогого человека - не случайно их заказывали перед долгой разлукой или же перед свадьбой. С медальоном который скрывал и защищал миниатюру, отправлялись в военный поход или в дальнее путешествие. В начале 19-го века подобные портреты стали частью интерьера, в гостиных, в библиотеках, в кабинетах миниатюрные портреты размещали в рамках и развешивали на стены. Так же, такие портреты-миниатюры создавались и во время траура, в таких медальонах могли хранить прядь волос умершего.

К сожалению, в середине XIX века творчество художников-миниатюристов начало угасать и на их место встали первые фотографы. Фотография быстро «дешевела» и вскоре была уже по карману всем, включая и тех, кто не мог себе позволить услуги художника.

Сегодня, в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, коллекция миниатюрного портрета насчитывает 19 экспонатов. Ее основу составляют произведения конца XVIII - середины XIX вв., времени  расцвета портретной миниатюры. Несмотря на скромное количество экспонатов, коллекция отличается разнообразием изображенных лиц, различными техниками исполнения,  портреты выполнены художниками разного уровня мастерства, от профессионалов до любителей.

К самым ранним в коллекции относятся миниатюры конца XVIII - начала XIX веков:  Портрет бригадира со знаком ордена св. Григория IV степени (не ранее 1769 г.), неизвестного художника. Форма портрета – восьмиугольник, заключенный в металлическую рамку. На портретируемом зеленый бригадирский мундир с красным воротником, екатерининского времени (учрежден в 1769 году), на левой стороне груди знак ордена Св. Георгия IV степени, под мышкой левой руки – треуголка. 

Портрет  графа А.Н. Зубова (?), неизвестного автора. Атрибуция этого портрета ставится под сомнение, так как граф Александр Николаевич Зубов (1727 - 1795), тайный советник и сенатор, родоначальник всех графов Зубовых, не имел изображенных на портрете наград. Портретируемый – седовласый пожилой мужчина, изображен в красном сенаторском мундире с красной орденской лентой через левое плечо (орден Александра Невского и знак ордена). На шее, на Владимирской черно-красной ленте знак ордена Св. Владимира II степени и орден Св. Владимира на левой стороне груди. На ленту ордена Александра Невского спускается орден Св. Иоанна Иерусалимского (мальтийский крест). Кроме того, орден св. Иоанна Иерусалимского был учрежден в 1798 году и был высшим знаком отличия в эпоху Павла I, то есть уже после смерти А.Н. Зубова.

Оба портрета выполнены профессиональными художниками, и являют собой пример классической портретной миниатюры конца XVIII - начала XIX века. Портреты написаны на тонких костяных пластинках акварелью, в написании лица, через полупрозрачные краски просвечивает естественный тон слоновой кости, одежда и элементы костюма написаны акварелью в сочетании с гуашью более плотным корпусным письмом.

Техника наложения красок в портретной миниатюре на кости характерна только для этого жанра: портреты исполняли тончайшим пунктиром (пуантелью) — маленькими точками или короткими штрихами, которые и формировали изображение. Фон и костюмы часто писались более широким свободным штрихом.

В технике пуантели написан и Миниатюрный портрет неизвестного капитана-лейтенанта русского флота в парадном мундире. 1807 - 1811 гг.

Рассмотренные выше портреты отражают статус портретируемого, его награды, происхождение. Однако, жанр миниатюрного портрета камерный, интимный, этому способствует в некоторых портретах неяркая цветовая гамма, хрупкость облика модели. В начале XIX столетия в миниатюрной живописи переплетаются традиции сентиментализма, романтических тенденций, что проявляется в задумчивости моделей, погружение в мир собственных чувств и переживаний.

К началу XIX века, 1810-м годам относятся: Миниатюрный портрет девушки в белом платье по моде 1810-х годов, в стиле ампир, с высокой талией, открытыми плечами, рукавами - фонарик. Художник подчеркивает длинную изящную шею девушки, большие с темными зрачками глаза, уголки губ слегка приподняты в легкой улыбке. Портрет написан тонко, изящно и выразительно.

К этому же времени, конец 1810-х гг., стоит отнести Миниатюрный портрет мужчины в белом жилете. На молодом мужчине характерный для моды того времени белый, высоко завязанный шейный платок, высокий накрахмаленный ворот, белого с красными отворотами жилета. Художник  создается образ мечтательного молодого юноши. Живопись акварелью настолько прозрачна, выцветает со временем, что лицо мужчины сливается со светлым фоном.

Миниатюрный портрет мужчины в красном жилете. Портрет написан акварелью на бумаге. На мужчине черный сюртук, красный жилет и белая рубашка с высоким галстуком цвета слоновой кости. Выполнен непрофессиональным художником. Все эти портреты объединяет камерность, некоторая отстраненность образов.

Традиционно, основой для портретных миниатюр служат слоновая кость, бумага, пергамент. В некоторых случаях  — это может быть металл: медь, цинк или золото.

Парные Миниатюрные портреты Императора Александра I, и его матери Великой княгини Марии Федоровны, выполненные на меди, написаны маслом, исполнены, очевидно провинциальным, возможно крепостным, непрофессиональным художником, вероятно в начале XIX века. На обороте имеют подставки.

Портрет Императора - является копией в портрета В. Боровиковского. На портрете Боровиковского (1802–1805. Холст, масло) император Александр I изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Горностаевая мантия приписана поверх законченного изображения позднее и не принадлежит кисти Боровиковского.

Портрет великой княгини Марии Федоровны копирует тип портрета художника Александра Рослина. В 1776 г. Александр Рослин (1718-1793) по приглашению Екатерины Великой приехал в Петербург, где он провел два года. Рослин написал более сотни портретов. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым.