Пётр Оссовский. К 100-летию со дня рождения

Пётр Павлович Оссовский (1925–2015) — советский и российский художник, один из основоположников «сурового стиля». Он сыграл важную роль в развитии отечественного изобразительного искусства второй половины XX–начале XXI века. Его творческую деятельность отметили множеством заслуженных наград и званий.  

Профессиональное становление художника началось в Московской средней художественной школе для одарённых детей (1940–1944). После её окончания он поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, где обучался в мастерской советского живописца С.В. Герасимова и был учеником таких известных педагогов, как Д.К. Мочальский, В.В. Фаворский, С.Н. Костин.

Уже в первые годы после окончания института Оссовский начал регулярно участвовать в художественных выставках. Его профессиональный дебют состоялся на Первой выставке молодых художников Москвы в 1954 году. Среди работ раннего периода особого внимания заслуживает картина «В районном центре» (1956), в которой показана неприукрашенная жизнь районного города средней полосы России.

Конец 1950-х годов, проникнутый духом хрущёвской «оттепели», стал временем творческих поисков для молодого поколения художников. Оссовский и его современники искали новый язык художественной выразительности. Результатом таких исканий стало возникновение «сурового стиля» — направления в живописи, для которой характерны обобщённость изображения, уплощение пространства, фрагментирование композиции, чётко прорисованные контуры фигур, монументализация композиции и тёмный колорит.

Картина «Три поколения» (1959) оказалась поворотным моментом не только в творчестве Оссовского, но и в становлении «сурового стиля». Художник переосмыслил традиционный бытовой жанр, возведя частный эпизод сельской жизни до уровня эпического повествования о непрерывной связи времён. Эта работа не только принесла Оссовскому признание, но и закрепила за ним статус лидера нового направления.

Оссовский много путешествовал, что было редкостью для советских художников того периода. В 1958 году он впервые выехал за пределы СССР: посетил Венгрию, Польшу и даже Италию, а в 1959 году побывал на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Вене. В 1960 году Оссовский совершил поездку в Англию, а уже в 1961 году отправился в длительную творческую командировку на Кубу и в Мексику. Эти путешествия произвели огромное впечатление на художника и во многом повлияли на его дальнейший стиль.

Начатая художником тема народности в картине «Три поколения» получила своё развитие в серии «Люди Сибири». Работа «Николка» (1966) из коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова принадлежит данной серии. Понятие труда как социального, нравственного и физического состояния общества воплощается художником в монументальных образах. Портрет юноши предстаёт как типический образ советской молодёжи, принимавшей участие в освоении целинных земель и ударных комсомольских стройках.

Поворот к национальному продолжился циклом «Московский Кремль», за который художник получил Государственную премию СССР в 1985 году. Картина «Московский Кремль вечером» (1979) в собрании Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова трактует ансамбль Кремля столь же обобщённо, как ранее трактовались лица сибиряков.

«Николка» и «Московский Кремль вечером» стоят на двух полюсах монументальной поэтики Оссовского. В первом случае личность — в контексте времени, во втором — памятник архитектуры в истории русского народа. Между этими крайними точками развёрнут весь путь художника: от наблюдения за конкретной судьбой до философской обобщённости.

«Земля и люди, на ней живущие», — так художник определил основную направленность своих творческих поисков. Этот принцип объединяет два рассматриваемых произведения и придаёт целостность всему наследию живописца.

Личность Петра Павловича Оссовского оставила сильное  впечатление у современников. Многие отмечали удивительное сочетание таланта и скромности. Художник оставался простым в общении, несмотря на то что имел народное признание. «Не называйте меня великим и знаменитым, пусть рассудит время», — говорил Оссовский, подчёркивая, что истинную оценку его искусству даст только время.