Павленко Василий Сергеевич

В 2024 году замечательному красноярскому скульптору, второй половины ХХ века, Василию Сергеевичу Павленко исполнилось бы 100 лет.

Василий Сергеевич — участник ВОВ. Получил тяжёлое ранение в бою, был награждён орденом «Красной звезды». После госпиталя он поступает в Одесское государственное художественное училище (1946-1951). В 1951 году художник приезжает в Красноярск. Павленко занимается монументальной и станковой скульптурой, работает с различными материалами: мрамор, гранит, фарфор, дерево, гипс. Скульптурный портрет в творчестве художника становится приоритетным жанром. В коллекции музея им. В.И. Сурикова находятся двенадцать его произведений 1959-1972 годов.

В многочисленных поездках В.С. Павленко бывает в колхозах, совхозах и, конечно, на новостройках. Свои впечатления воплощает в сериях портретов, посвящённых людям разных профессий: колхозникам, рабочим и строителям «трассы мужества» — дороги Абакан — Тайшет. В коллекции музея находятся произведения изображающие передовую труженицу «Чабанку Е.Е. Идемесову» (1963, дерево) и «Портрет В.И. Гладуна, начальника стройучастка на Красноярской ГЭС» (1969, гранит). В портрете В.И. Гладуна, скульптор показывает героя с суровыми чертами лица, хмурящего брови, пребывающего в глубоком раздумье. Скульптурный лик гидростроителя, словно вырастает из камня, как монолит, мощный и цельный. В этом портрете художник создаёт образ надёжного, ответственного, не сдающегося перед трудностями человека. В серии портретных образов передовых людей Красноярского края, кроме внешнего сходства, скульптор стремится выразить характерное и типичное в облике, раскрыть образ человека, связанного с героическим трудом, передать своё отношение к человеку, создающему будущее советского общества: «Портрет трижды Героя Славы Н.Е. Литвиненко» (1970, гипс), «Портрет Героя Советского Союза Д.Ф. Кудрина» (1972, мрамор), портрет И.С. Лысенко, (1964, мрамор).

Павленко активно работает над образом Ленина. Скульптурный портрет, относящийся к лениниане, находится в КХМ: «В.И. Ленин в Шушенской ссылке» (1969, гипс тонированный).

Художник обращается и к литературным персонажам. Идею борьбы и стойкости духа, автор выразил в образе «Мцыри» (1956, фарфор, бисквит), находящимся в художественном музее.

Особое место в творчестве Василия Сергеевича занимает мир детства. Много путешествуя по краю, он посещает Кемчугский детский дом, после чего появляется серия портретов его воспитанников. В фондах музея находятся портрет «Кореянка Галя» (1959, мрамор) композиционный портрет «Лыжник» (1959, дерево), жанровая композиция «Заботливый шеф» (1962, гипс тонированный), а также его мелкая пластика: «Наталка» (1956, фарфор, бисквит) и «Хакасский мальчик» (1956, фарфор, бисквит). В представленных работах скульптор создаёт удивительные, полные глубокой проникновенности образы детства. В произведении «Заботливый шеф», изображена сидящая девочка, бережно держащая в руках птенца. В этой жанровой композиции В.С. Павленко с теплотой и нежностью рассказывает о детской заботе и любви к животному миру. Образ ребёнка наполнен мягким юмором, глубоким знанием детского характера, духовной чистотой и гармонией.

В своём творчестве художник стремился показать современника во всей полноте его ценностей и высоких нравственных устремлений. Василий Сергеевич Павленко внёс свой вклад в развитие и становление скульптуры в Красноярске.