Орлов С. Е. (1929-2003) — советский и российский художник, живописец. Член Союза художников СССР (с 1992 г. — Член Союза художников России). Заслуженный художник РСФСР.
Степан Егорович Орлов родился в селе Калугино Казахской ССР в 1929 году. Вскоре семья переехала на Урал для работы на строительстве города Магнитогорска. Детство всегда оставалось одним из самых светлых и счастливых периодов в жизни художника, но закончилось рано: в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а 12-летний мальчишка был вынужден бросить школу, чтобы найти работу. Через два года от голода умирает бабушка, затем мать. Родственники, на чьем попечении остался юноша, устроили его учеником художника в центральный клуб строителей. Затем годы службы в армии, окончание вечерней средней школы. В 1955 году в возрасте 26 лет Степан Егорович поступает в Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова (с 1992 г. — имени Н. К. Рериха). В училище Орлов знакомится со своей будущей женой — Аллой Николаевной, и после блестящего окончания учебы в 1960 году уезжает вместе с ней на ее Родину — в Красноярск. По приезду устраивается в производственные мастерские Художественного фонда РСФСР: занимается оформительской деятельностью на протяжении 7 лет — плакаты, обложки книг, экслибрисы, почетные грамоты и многое другое. В эти годы проявляется одна из сторон его творчества — монументально-декоративная живопись. Степан Егорович вместе с другими известными красноярскими художниками оформлял фасады зданий, создавал интерьеры — Речной вокзал, здание ДК, и т.д. С 1967 года был участником зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок.
Дебютной живописной работой, которая была представлена на зональной выставке в Омске в 1967 году и принесла первый успех и признание, стал «Портрет сварщика Реутского». Работы начального периода перекликались с языком «сурового стиля» — целого направления в советской живописи 1950-1960-х годов, пионерами которого стали Гелий Коржев, Таир Салахов, Виктор Попков и другие художники. Живопись Степана Егоровича в независимости от периода отличается определенной степенью условности, тяготением к статике, лаконизму, контрастности.
Главным, ведущим жанром творчества Степана Егоровича стал портрет. Несмотря на то, что Орлов написал ряд портретов по заказу, он никогда не занимался штамповкой. Каждый портрет проникнут глубоким уважением к личности человека, у каждого из которых свой жизненный путь. Орлов С. Е. создал серию портретов художников-современников и единомышленников: Р. К. Руйги (2003), Ю. И. Худоногова (1972), К. Ф. Вальдмана (1970), а также других деятелей культуры, искусства, спорта. Люди на полотнах Орлова — герои-современники — ответственные, обладающие опытом и знаниями, имеющие внутренний стержень и мотивацию, поэтому в работах не нужны идеологические атрибуты, хотя они поддерживают веру в светлое будущее. Ряд работ представляет собой портреты-воспоминания, написанные после смерти товарищей. «Портрет Карла Фрицевича Вальдмана» (1970) отражает ту мудрость, что приходит человеку с годами. Интересной деталью многих работ художника являются руки, которые Орлов писал мастерски. «Портрет деятелей культуры Красноярского края» (1987) — не просто заказной портрет, а группа единомышленников, что подчеркивается не только настроением, но и деталями — частью концертного костюма, скульптурой, пейзажем. Все это говорит о единстве интересов людей, известных в крае и в настоящем (слева направо): Годенко Михаил Семенович (1919-1991), Коркина Людмила Владимировна (род. 1950), Дзьобак Лидия Дмитриевна (род. 1948), Дьяконов Валерий Аркадьевич (1942-2015), Астафьев Виктор Петрович (1924-2001), Ряузов Борис Яковлевич (1919-1994), Мешков Владимир Ильич (1919-2012), Ишханов Юрий Павлович (1929-2009), Демирханов Арэг Саркисович (1932-2020).
«Бывалым капитаном, человеком-горой» назвал Орлов Степан Егорович своего тестя — Николая Григорьевича Копцева, чей портрет (1972) представлен на виртуальной вставке. Обветренное лицо, тельняшка и накинутый полушубок, натруженные плечи — эти детали создают образ сибирского богатыря, но в этом сильном и закаленном человеке есть доброта, которая виднеется в ясных синих глазах, напоминающих любимый Енисей. Степана Егоровича Орлова вдохновляли сильные, смелые люди, которые покоряли новые вершины и превозмогали собственные возможности. Поэтому героями работ художника становились покорители скал — столбисты, труженики или спортсмены. На картине «Команда Енисей» (1985) перед нами именно такие люди — физически совершенные, молодые, обаятельные, сильные телом и духом.
Кроме портретного жанра художник обращался к тематической картине, пейзажу, натюрморту.
Темы, которые волновали Орлова, были различны, но вместе с тем, характерны для художников того поколения — жизнь советского человека, великие стройки, семья, история страны, тема труда. Ряд работ посвящен строительству Красноярской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций, хотя, невзирая на трепет и восторг, охвативший людей в момент покорения природы, приходили и размышления о вероятных последствиях такого воздействия.
В коллекции музея хранятся две яркие работы на революционную тему — «Похороны Ванеева» (1969) и «Портрет А. А. Ванеева» (1969). Ванеев Анатолий Александрович был другом и соратником В. И. Ленина, и также был сослан в Сибирь, в село Ермаковское, где умер от туберкулеза в 1899 году. Степан Егорович Орлов не интересовался политикой, но любил историю. Его поразила судьба революционера, поэтому художник отправился в село, где провел собственное исследование. Композиционное решение и обратная перспектива, свойственная древнерусской иконописи, колорит — все работает на создание чувства единения героев полотна. Их объединяет собственный осознанный зрелый выбор, вера в высокую идею, готовность идти до конца за идеалами и погибнуть за них.
Другой темой, свидетелем событий которой стал Степан Егорович Орлов, была Великая Отечественная война, оставившая незаживающую рану в его душе. Работы, посвященные войне — это глубокая боль, трагедия, носящая личный характер, но вместе с тем и надежда на свет, пробивающийся сквозь тучи скорби и утраты. «Портрет маршала Георгия Жукова» (1986) Орлов написал по своей инициативе. Он был искренне восхищен величием этого русского воина и соотнес его в портрете с излюбленным и почитаемым на Руси иконописным образом Георгия Победоносца, поражающего дракона. И здесь не только совпадение имен маршала и святого, но и символизм — ведь Георгий Победоносец всегда ассоциировался с защитником.
В его картинах на семейную тему порой пересекается прошлое и настоящее: вместе с внуками он изображал себя, воспоминания о собственном беспечном детстве. В работе «Десятиклассница» (1979) художник изобразил любимую и единственную дочь Галину. Что интересно, рисуя детей, Орлов всегда прибегает к яркой и пышной зелени, тем самым подчеркивая молодость и надежду на счастливое будущее. «Семейный портрет» (1982) сочетает в себе несколько жанров — портретный, пейзажный и бытовой. Художник прибегает к приему великих мастеров прошлого, помещая и себя самого на полотно в отражении оконной рамы, тем самым делая образ своей семьи полноценным.
Степан Егорович не писал пейзажей до переезда в Красноярск. Но когда в 1980-х у семьи появилась дача на берегу Енисея, Орлов начал писать полноценные пейзажи. Что интересно — писал он их только по памяти, никогда с натуры. «Летнее утро» (1996) — один из видов, которые наблюдал художник одним из погожих летних дней на дачном участке. Каждый пейзаж Орлова — особое состояние. Пейзажи он пишет размашисто, большими цветовыми плоскостями, но при этом используя плавные цветовые переходы и световые контрасты, показывая величие и переменчивость сибирской природы.
Степан Егорович Орлов в своих взглядах на суть живописи и творчества был един с большими мастерами прошлого и многими современниками, поскольку считал, что искусство должно являть собой высокий пример, который мог бы вдохновлять зрителей, побуждать их к духовному развитию, стремлению быть лучше. Вероятно, поэтому в ряде портретов, например, «Портрет Героя Социалистического труда Бочкина А. Е.» (1984), «Команда Енисей» (1985), «Деятели культуры и искусства Красноярского края» (1987) ощущается стремление выделить некое типическое начало, выступающее образцом и примером. Характерным героем тех лет стал трудящийся человек, обладающий сильным характером и внутренней силой.
Работы Степана Егоровича Орлова — это размышления о себе и своих современниках, о нелегких событиях своей жизни и человеческой истории, о жизни непростой и вместе с тем прекрасной. Он посвятил всего себя искусству, не теряя человечности и любви ко всему, чем себя окружал.
На виртуальной выставке представлены работы из коллекции Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова.