Морской пейзаж в творчестве русских художников второй половины XIX — начала ХХ века
Магическая красота, изменчивость и величие необъятной морской стихии привлекали художников во все времена. Морской пейзаж, или марина (marinus от лат. «морской») — это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море.
К жанру марины обращались многие русские художники второй половины XIX – начала XX века. На виртуальной выставке представлены произведения, выполненные в жанре морского пейзажа из коллекции нашего музея.
Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – представитель русской живописи, маринист, коллекционер и меценат. Он был живописцем Главного морского штаба, действительным тайным советником, академиком и почётным членом Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Море стало основной темой творчества знаменитого русского романтика — за свою жизнь он создал порядка шести тысяч произведений. Мастер практически не работал на пленэре, предпочитая делать с натуры схематичные рисунки, которые затем использовал в мастерской. Художник писал стремительно и нередко заканчивал работу за один сеанс. Айвазовский обладал особым умением – в пространстве холста показать пронизанную светом, вечно подвижную и изменчивую водную стихию. Эффекта прозрачности воды он добивался с помощью лессировки, умело распределяя слои краски по холсту.
Произведения «Крымский пейзаж с парусником», «Морской вид», «Пейзаж с Везувием» демонстрируют особенность художественного языка мастера. Благодаря тонкому восприятию цветовых оттенков и уникальной колористической памяти, художник на живописных полотнах воспроизводит глубину морского пространства, подчеркивая его могучую и неукротимую силу. Человек на работах автора представлен хрупким и уязвимым, на фоне капризной стихии воды.
Великий русский художник, талантливый акварелист, график, живописец Иван Иванович Ендогуров (1861-1898) состоял в Товариществе передвижных художественных выставок. Считается одним из самых заметных акварелистов XIX века и одним из самых талантливых пейзажистов своего времени. Мастер прожил недолгую, но яркую и насыщенную жизнь. Ендогуров выбрал своим главным творческим направлением лирический пейзаж, часто обращался к марине. Он мастерски передавал в своих работах неяркие внешне, но полные абсолютной внутренней гармонии и осязаемого душевного равновесия образы природы. Все его работы были подёрнуты лёгкой грустью и отличались присутствием глубокого внутреннего смысла.
На картине «Морской вид» представлен каменистый берег моря, большие тяжелые облака и одинокий парус вдалеке. Изображение морской глади и сдержанный колорит произведения создают ощущение умиротворенности и сентиментальности.
В жанре морского пейзажа работал Александр Александрович Киселев (1838-1911) – активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, академик и профессор Императорской академии художеств. Изображение природы преподносилось художником вместе с лирическим отношением к ней, что делало это изображение всегда очень поэтичным. Также пейзажи Киселева отличались повествовательностью и особой тщательностью в выписывании деталей.
Картины написаны на основе тщательного изучения натуры, повествовательны, строго композиционно построены, правдиво и очень реалистично передают обаяние природы.
Этюд «Побережье Крыма» был написан во время одного из путешествий художника к южному побережью. Живописец изображает гладкую бирюзовую поверхность моря, тяжелые тучи, как будто лежащие на вершинах гор, небольшие постройки на крутом склоне берега и силуэт исчезающего вдали парохода. Четко проработанная теплая цветовая гамма этюда наполняет изображение прозрачностью и легкостью, рождает чувство спокойствия и тихой радости.
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858-1911) – русский живописец-пейзажист, академик и действительный член Императорской академии художеств. Основным направлением его художественного творчества был пейзаж. С одной стороны, в своих произедениях мастер показывает высокий технический уровень, тщательность прорисовки натуры, а с другой – замечательное умение передать воздух, свет, настроение. Отличительной особенностью работ Константина Крыжицкого является их удивительная эмоциональность. Художник всегда стремился передать на своих полотнах светлое и радостное ощущение присутствия солнца, пускай даже мнимого.
На картине «Море» автор представляет бездонное пространство водной стихии и небо с огромными плывущими облаками. Где-то на горизонте прочитываются очертания парусников. Бескрайний простор, который создает живописец, вызывает ощущение небывалой свободы.
Одним из ярких представителей русской живописи в жанре марины являлся Руфин Гаврилович Судковский (1850-1885). «Это будет мой соперник, если не превзойдёт меня» – так оценивал Иван Айвазовский работы этого художника. Морские виды Судковского показывают, как превосходно автор изучил подвижную стихию во всех отношениях. Они с поразительной верностью передают ее покой и движение, ее прозрачность и безбрежность, приветливую игру в ней солнечных или лунных лучей в тихую погоду, ее суровость и грозное величие во время бури.
Его работа «Берег моря» пронизана чистотой и безмятежностью. На холсте изображено высокое чистое небо. Берег омывают легкие волны. Сквозь прозрачную воду видно морское каменистое дно. Картина создает ощущение спокойствия и тишины.