Матвеева Ксения Иннокентьевна
1894–1968
К 130-летию со дня рождения
Ксения Иннокентьевна Матвеева родилась в Красноярске. В 1912 г. окончила художественную школу, была ученицей Д.И.Каратанова. В 1914 г. поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, обучалась под руководством художника Н.Л. Касаткина, посещала частные студии художников В. Н. Мешкова и К.Ф. Юона. Возвратившись в 1917 г. в Красноярск, была в числе инициаторов по созданию общества Красноярских художников, стала участником постоянных художественных выставок в городе. В 1937 году Матвеева была назначена директором детской школы живописи, где работала до 15 августа 1941 года, в период войны школа была закрыта, а в 1946 г. вновь открылась, в этом же году художественной школе было присвоено звание В.И. Сурикова.
Семья Ксении Иннокентьевны была дружна с Василием Ивановичем Суриковым, её дедом по материнской линии был золотопромышленник Кузнецов Пётр Иванович, именно он отправил В. И. Сурикова в Академию художеств в Петербурге и всячески помогал ему во время учебы. Суриков впоследствии посоветовал родителям Ксении Иннокентьевны отправить дочь на учебу в Москву. Родители Матвеевой известны как основатели городского музея, ныне - Красноярский краевой краеведческий музей» - впервые открывшего свои двери в доме Матвеевых. Впоследствии при их поддержке велось строительство здания музея, на которое было пожертвовано 25 000 рублей, семья лично несла расходы по его содержанию до 1895 года. Создавая музей, отец и мать Матвеевой – Иннокентий Алексеевич и Юлия Петровна - передали большое количество книг, ценных произведений искусства, старинных предметов из своего собрания. Здесь же находилась картина В. И. Сурикова "Милосердный самарянин" 1874, подаренная молодым художником своему покровителю, золотопромышленнику П. И. Кузнецову, принадлежавшая Юлии Петровне.
Вобрав традиции классического образования и русского реалистического искусства, К.И. Матвеева работала в жанрах исторической картины, портрета, натюрморта.
На краевой выставке 1948 года, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Сурикова, Матвеевой было представлено большое полотно "Красноярск времен детства В. И. Сурикова" притягательное по образному раскрытию темы, повествовательное и историческое в деталях.
К жанру исторической картины художница обращается на протяжении всего творческого пути, это и «Биржа извозчиков»1934г., с массой реалистических подробностей, и «Первая лампочка» 1963г. Обращаясь в своем творческом поиске к жанру портрета, художница фокусирует внимание на создании не столько портрета, а скорее персонажа, может быть исторической драмы, которому приданы вполне узнаваемые индивидуальные черты - «Портрет старика» 1940-е, «Портрет пожилого мужчины с бородой». Очевидной доминантой в решении художественной задачи была выразительная передача характера портретируемого, внешне сурового и строгого, но внутренне спокойного и даже доброго.
В послевоенные годы Матвеева особенно часто обращается к жанру натюрморта «Сирень» 1960-е, «Полевые цветы» 1964г., «Натюрморт с вербой» 1960-е, «Юбилейный» 1964 г . Предметный мир произведений художницы представлен в мажорной цветовой гамме, всегда дополнен букетом цветов, создавая особую атмосферу красоты и уюта, света и радостного настроения.
Во всех своих картинах, оставаясь в пределах жизненных наблюдений, К. И. Матвеева запечатлела свое отношение к окружающему миру, свои чувства и размышления. Именно поэтому ее произведения, свободные от подражательности, привлекают искренностью и теплотой.
На виртуальной выставке представлены работы из коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова, Красноярского краевого краеведческого музея, Музея-заповедника «Шушенское».