Мастер исторических полотен. К 175-летию со дня рождения В.И. Сурикова

Творчество Василия Ивановича Сурикова является одной из вершин русского изобразительного искусства и важным достоянием мировой художественной культуры. В 2023 году исполнилось 175 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка. В фондах Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова бережно хранятся наброски, этюды и эскизы к масштабным историческим полотнам художника.

Осенью 1878 года художник начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Основным источником для художника стал дневник секретаря австрийского посольства Корба. Это помогло во время работы над образом Петра. Именно этот рисунок «с портрета заграничного путешествия» находится в коллекции   музея: «Пётр I. Рисунок с гравюры У. Фэйторна мл. для картины «Утро стрелецкой казни»».  Тщательно выполненный с гравюры, он является важнейшим этапом работы Сурикова над картиной. Василий Иванович также всюду собирал данные о костюмах того времени, работал в Оружейной палате и Московском Историческом музее. В собрании музея хранятся наброски знамени и обмундирования солдат Преображенского полка.

В 1884 году Суриков начинает активно работать над «Боярыней Морозовой». Всего к этой картине он написал около 60 рисунков и акварелей и до 40 масляных этюдов. Из подготовительного материала в музейной коллекции хранится несколько набросков. На первом даны наброски домов с высокими крышами и  ранний набросок для  держащейся за отвод саней руки боярыни Морозовой, а на втором – «Молодая женщина в позе старухи в узорном платке».

Важным этапом в творчестве В.И. Сурикова стало создание масштабных эпических полотен «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин». Многочисленные этюды и наброски к этим картинам дают представление о создании этих грандиозных работ.

В 1891 году Суриков приступает к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком», на которую он потратит четыре года своей жизни. Эта тема, связанная с историей Сибири, не могла не возникнуть в творчестве Сурикова. Он очень гордился своим казачьим происхождением. «Со всех сторон я природный казак, казачество мое более чем двухсотлетнее», – отмечал художник. Поэтому суриковский «Ермак» проникнут бережным отношением художника к родной истории, к своим предкам.

Поистине гигантский труд проделал Суриков, работая над этой картиной. Художник потратил очень много времени на поиск композиции, соответствующей натуры. Этюды для картины он пишет в Красноярске, Тобольске, Минусинске. Образы остяков, вогулов и татар он находит в Туруханском крае и Хакасии. Пейзажи Иртыша, написанные художником во время путешествий по Сибири, также войдут в картину («Обские остяки», «Обские остяки», Лодки» и др.)). Крупнейшие собрания предметов старины – вооружения и одежда – изучались художником в музеях Тобольска и Минусинска, в Оружейной палате в Москве («Одежда татар», «Ружье», «Пороховница» и др.). Акварели «Стрелок из лука» и «Головы молодых хакасов» исполнены художником в Минусинске в 1893 году.

К 1894 году относятся этюдные работы «Сибирский татарин», «Голова сибирского инородца», когда художник был в Томске и Тюмени и уже заканчивал работу над своей картиной.

Произведение было представлено в феврале 1895 года на XXIII выставке передвижников. За день до открытия выставки передвижников ее посетил царь Николай II. Новая работа Сурикова была приобретена за сорок тысяч рублей. Совет Академии художеств 20 марта 1895 года присудил Сурикову звание академика.

Важным эпическим произведением Василия Ивановича станет «Переход Суворова через Альпы». Работа над картиной затянулась почти на пять лет. На картине изображен один из эпизодов Швейцарского похода русской армии 1799 года. Первый карандашный эскиз композиции был сделан в 1895 году. Затем последовали многочисленный натурные этюды. Художник отправляется даже Сибирь, чтобы найти интересующие его типы солдат. Он внимательно изучал и зарисовывал во всех подробностях обмундирования полков павловского времени, для того чтобы точно передать с особенности суворовской армии. В этюде «Солдат в плаще» прослеживается глубокий интерес Сурикова к решению этого вопроса в картине.

Картина «Степан Разин» станет одним из последних исторических произведений Сурикова. Мысль о Степане Разине занимала художника много лет. Замыслы «Ермака» и «Разина» развивались одновременно и параллельно. Задумал художник эту картина еще в 1887 году, но  основательно взялся за работу лишь в начале 1900-х годов. В поисках натуры  для своего произведения Василий Иванович отправляется на Волгу и Каму, на Дон, и в Сибирь. Подготовительный этап занял у живописца почти шесть лет.

Образ Разина давался с трудом, его Суриков писал и переписывал множество раз. Суриков неоднократно обращался к живой натуре, не ограничиваясь изучением портретных изображений Степана Разина, которые существовали в его время. Суриков сам фотографировался в костюме и позе Разина, а затем пользовался подобными снимками в процессе своей работы над его фигурой и лицом. Ко времени создания картины относится этюд головы атамана, выполненный в 1909–1910 годы. Сам образ включил в себя черты нескольких людей, в том числе автопортретные черты самого художника.

Первый вариант картины был показан публике в 1906 году на XXXV выставке передвижников. Окончательный вариант был представлен в 1911 году на Всемирной выставке в Риме.

В это же время Суриков создает эскизы и этюды к картине «Посещение царевной женского монастыря». Для образа царевны позировали Наталья Кончаловская и Ася Добринская. Всего существовало два варианта картины. В.И. Суриков работал над картиной очень усердно, и выставил ее уже в 1912 году. В собрании музея хранится графический эскиз композиции картины (1911), а также живописный этюд «Монахиня» и два акварельных этюда к ней – «Паникадило с горящими свечами», «Кандило перед иконой».

В 1909 г. во время поездки на озеро Шира художник задумал написание новой картины на историческую тему – «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Однако замысел В.И. Сурикова остался неосуществленным. Было сделано несколько эскизов, один из которых, написанный в 1915 году, хранится в собрании музея.

.