Коллекция китайских фарфоровых ваз Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова представляет современные образцы второй половины ХХ века, которые за более чем тысячелетнюю историю фарфора не утратили своего национального своеобразия.
Фарфор, изобретённый китайцами в VII веке, отличается от других видов керамики тонким белым звонким черепком. Эти свойства явились результатом соединения белой глины (каолина), полевого шпата и кварца. Из фарфора в Китае делают посуду, скульптуры, вазы – как большие декоративные, так и размером поменьше, предназначенные для утилитарных нужд.
Слово «ваза» в китайском языке сходно по произношению со словом «мир», поэтому вазы в Китае ассоциируются с миром, спокойствием, Вселенной. В формах китайских ваз проявляется естественное очарование природы. Основной принцип формообразования ваз – плавность, округлость линий и отсутствие резких, острых углов – выражает идею гармонии и красоты.
Формы ваз различны, к самым интересным в коллекции музея можно отнести грушевидную с высоким узким горлом, которое плавно переходит в широкое округлое тулово – такая форма отлично подходит для хранения жидкостей, и необычные вазы в виде тыквы-горлянки и шестигранника. Ещё одна из оригинальных форм китайских ваз – «мейпин», или сливовая, отличительной особенностью которой является маленькое узкое горлышко, которое опирается на широкие плечи тулова, сужающегося к небольшому круглому основанию. Функциональное назначение сливовой вазы отразилось в названии – раньше в неё ставили цветы сливы, однако позднее такие сосуды утратили практическое назначение и превратились в предмет декора интерьера, их стали покрывать крышками.
Фарфоровые вазы украшены росписями, мотивы которых подсказаны самой природой. Пейзаж включает изображения гор, воды и леса, что обусловлено природным рельефом Китая. Вода может изображаться в виде реки, облака, тумана, озера. Такой пейзаж дополняется изображением скал, мостиков, беседок с загнутыми крышами, идущих китайцев. Цветочная роспись на вазах изображает растения, растущие на территории Поднебесной. Активно используется символика, характерная для культуры и менталитета жителей Китая: например, четыре цветка в китайском искусстве являются олицетворением времён года в соответствии с периодом своего цветения. Дикая слива мэйхуа распускается поздней зимой, поэтому она является символом зимы, стойкости, долголетия, а предметы с её изображением китайцы ставят в интерьерах на Новый год, который отмечается в Китае в конце января – начале февраля. Пионы «расцветают» в китайских домах весной, они считаются символом власти и достоинства, а их изображения — пожеланиями богатства и процветания. В Поднебесной о пионе говорят «царь цветов», «цветок императора», потому что в древности эти цветы росли только в императорских садах. Изделиями с цветами лотоса – символом счастья, здоровья, долгой жизни, мудрости – китайцы украшали комнаты летом, а хризантемы появлялись осенью и ассоциировались с упорством и спокойствием. Символика цветов и плодов граната, изображённых на грушевидной вазе, основана на прямой аналогии: в гранатовом плоде много семян, что является пожеланием родить много детей.
Изображение зверей, птиц и рыб также нашло отражение на вазах из коллекции музея. Павлин, написанный на большой круглой вазе, в китайской культуре олицетворяет достоинство и красоту, пожелание успешной карьеры. Китайское слово «рыба» похоже на слово «изобилие», поэтому изображение рыб ассоциируется с достижением благосостояния. Карпы среди лотосов – популярный китайский сюжет – должны принести супругам удачный брак и многочисленное потомство. Ваза в форме тыквы-горлянки украшена двумя ручками в виде голов слонов, а ниже – головами чудовищ с кольцами, напоминающими древние ритуальные маски таоте.
Несколько ваз декорированы росписями и скульптурой с фантастическими существами – драконами и фениксами. Дракон в Китае – символ императорской власти, весны, предвестник дождя, а феникс ассоциируется с летом.
На одной из музейных ваз представлены жанровые сценки с изображением китайцев, занятых повседневными делами: торгующих, везущих товар с рынка, сидящих в таверне, плывущих на лодке. Фон этой вазы украшен узором «тающий лёд», который имитирует растрескавшуюся поверхность, а зелёная глазурь подражает цвету драгоценного нефрита.
К другим видам декора на вазах можно отнести орнамент грома «лэйвэнь», напоминающий греческий меандр, которым обычно отделываются края изделий. Некоторые вазы украшены каллиграфическими надписями, соотносящимися с изображением, – как известно, искусство каллиграфии в Китае ценится наряду с живописью. На двух вазах пейзажи заключены в прямоугольные рамки, что придаёт им сходство с картинами. Кроме того, подглазурная кобальтовая роспись на вазах, известная в Китае ещё с XIV века, а затем в XVII веке получившая широкое распространение в голландском фарфоре, подражающем китайскому, не теряет популярности до настоящего времени.