К 100-летию со дня рождения народного художника РФ Николая Павловича Лоя (1925–2004)
Николай Павлович Лой родился 16 февраля 1925 года на Украине в городе Молочанске Запорожской области. С начала Великой Отечественной войны семья Лоя провела в оккупации полтора года. В 1943 году Молочанск был освобожден от немецких захватчиков, и 18-летнего Николая призвали на фронт. Еще 5 лет после Великой Победы Лой находился на воинской службе. После демобилизации решил стать творцом и с 1950 по 1955 год обучался в Харьковском государственном художественном институте, который закончил с отличием. Предложение отправиться работать на Север Лой принял с большим энтузиазмом и с 1960-го года проживал в Норильске. Выбор определил дальнейшую судьбу: впоследствии Николай Павлович Лой приобретет всесоюзную славу благодаря прекрасным акварельным листам и живописным холстам. Его нарекут «певцом Заполярья».
С 1960 по 1980 год Лой побывал на многих полярных станциях, Северной Земле и Земле Франца-Иосифа, Диксоне, путешествовал на собачьих упряжках, оленях, самолетами ледовой разведки и атомном ледоколе «Ленин».
Север стал второй родиной для художника и главной темой более чем 20-летнего периода творческой биографии. Акварели «Норильская тундра» (XX век) и «Тундра. Весенний разлив» (1979) являются великолепными репрезентантами творчества Лоя, поражают сочными и яркими красками. Не такой представляет себе человек, никогда не бывавший в Заполярье, северную природу. Взглянув на насыщенные по колориту «Вечер» (1980) и «Осенний ледоход» (1979), невозможно не насладиться мастерством автора во владении акварелью. Н. П. Лой работал в технике «по-мокрому»: на обильно смоченную водой бумагу наносят краски — это требует точности в подборе оттенков и нанесении красок, скорости и четкости работы. И все же моменты случайности, импровизации управляют результатом, поскольку в процессе создания невозможно контролировать материал. Лой Н.П. не открывал всех своих секретов, но известно, что он вымачивал бумагу несколько часов. Что еще больше удивляет зрителей, кроме великолепного чувства цвета, так это размеры акварельных листов, что требует колоссальных усилий и виртуозности во владении техникой. У Н.П. Лоя были собственные методы и приемы работы акварелью.
Николай Павлович как представитель поколения покорителей Севера и Арктики показал миру панораму Севера — природу очень разную и проникнутую величием. Яркие краски тундры («Норильская тундра» 1977, «Осень» 1977) и красота не привлекающих с первого взгляда, но богатых на серо-голубые и розовые оттенки пейзажей («Весенний разлив на Таймыре» 1984) оставляют неизгладимое впечатление. Нетронутая, предстающая в первозданном виде природа или природа со следами присутствия человека прекрасна и горячо любима художником.
Неочевидно присутствие человека в работах Н. П. Лоя: зачастую мы видим среди вечной мерзлоты заводы, исследовательские центры, маяки или вертолеты, как в работах «В низовьях Енисея» (1979) и «Полярная станция» (1966). Но эти достижения человека на пути освоения природы и преодоления собственных возможностей теряются среди безграничных морских просторов и равнин, окутанных духом величия и необузданности, многовекового спокойствия и скрытой, спящей мощи.
В фондах музея хранятся живописные полотна, написанные маслом: «Северные рубежи» (1965), «Остров Медвежий» (1965), «Завод в тундре» (1986) и другие. От каждой работы Н. П. Лоя веет теплом, любовью и нежностью автора — настолько очаровала северная природа художника.
Николай Павлович стал значимой фигурой в истории города Норильска, который обязан Н. П. Лою тем, что именно он создал и возглавил в 1966 году детскую художественную школу, теперь носящую имя первого директора. В 2026 году школа будет отмечать 60-летний юбилей со дня основания. К тому же Лой развивал студию изобразительного искусства для взрослых норильчан и организовывал выставки самодеятельных художников, являлся председателем городского художественного совета и выставочного комитета, избирался депутатом горсовета Норильска. Н. П. Лоя с любовью и безмерной благодарностью вспоминают художники, которых он обучал в студии и школе.
Николай Павлович проработал в Красноярске около 10 лет: избирался заместителем председателя правления Красноярской организации и СХ РСФСР, членом правления, был членом краевого выставочного комитета.
С 1987 года Н. П. Лой проживал в городе Славянск-на-Кубани. Николай Павлович был участником не только краевых, но и зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Его работы хранятся в музейных коллекциях и частных собраниях не только России, но и мира.
В 1976 году Николаю Павловичу Лою было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 2003 году — «Народный художник РФ». Николай Павлович Лой ушел из жизни 6 мая 2004 года.
В фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова хранится 20 листов, созданных в 60–80-е годы — период пребывания художника на Севере и в Сибири.
Николай Павлович Лой вошел в историю русского и мирового искусства как художник, открывший миру красоту северных краев, педагог и организатор художественной жизни. Неповторимость природы арктических территорий, насыщенную и богатую цветовую гамму художник сравнивал только с увиденным в высокогорных районах Памира. Простая композиция, реализм и бедность на события в пейзажах Н П. Лоя подчеркивают многозначность и эмоциональное наполнение, личное отношение автора к пережитым и запечатленным на бумаге впечатлениям. Кроме феноменального чувства цвета и целого, следует отметить, что Н. П. Лой показал Север без надуманной мрачности и традиционной серости.