В небольшом городке Касли, Челябинской области, продолжают традиции художественного промысла Каслинского чугунного литья, сложившегося в середине XVIII века. Тульский купец Якоб Коробков в 1746 году приобрёл участок земли для строительства железоделательного и чугуноплавильного завода. Земля была куплена у башкир, давших местной реке наименование Кургулак, или Каслинский исток – как реку стали именовать, поселившиеся здесь же строители завода. Со временем название «Касли» стало именовать и сам завод, и образовавшееся рядом поселение, которые так и называли «Каслинский завод». Статус города Касли присвоили лишь спустя два века – в 1942 году.
Изначально на заводе занимались обработкой железной руды и выполняли военные заказы по отливке ядер и гранат, а так же отливали предметы бытового назначения – утюги, рукомойники, котлы, казаны, и пр. С 1815 года приступили к производству посуды с добавлением ажурного убранства и растительных мотивов, сложившихся впоследствии в особую художественную традицию литья «кабинетной» скульптуры и мелкогабаритной пластики.
Чугунные отливки ценились так же высоко, как и бронзовые, среди приобретателей пользовались даже большим спросом, ведь они представляли широкий ассортимент и являлись более доступными по стоимости. Нередко отливки выполнялись по моделям лучших скульпторов России, что повышало их художественную значимость. В Екатеринбурге работал специализированный магазин «Литьё Каслинского завода», а так же изделия привозили на все крупные ярмарки. Особенно повышало славу и известность отечественного чугунного литья регулярное участие с лучшими образцами во всероссийских и международных художественно-промышленных ярмарках. Так, в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде за высокохудожественные образцы чугунного литья Каслинский завод получил высшую награду – право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России – двуглавым орлом. А в 1900 году в Париже Каслинское художественное литьё становится мировой сенсацией. В течение года 16 мастеров работали над созданием Выставочной витрины кыштымского горного округа для Всемирной художественно-промышленной выставки. Многоярусный, в ажурном убранстве, павильон «Энциклопедия художественного литья» демонстрировал работы уральских скульпторов-литейщиков. На изготовление ушло 172 пуда чугуна. Единогласно павильону была присвоена высшая награда – Большая золотая медаль. Сегодня Каслинский чугунный павильон (воссозданный в 50-ые годы) можно увидеть в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. В 1978 году павильон был зарегистрирован Организацией Объединённых Наций ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
Оценить истинную значимость и прочувствовать степень гордости за художественный промысел и его великую славу невозможно, если не погрузиться в тонкости технического исполнения. За каждой самостоятельной чугунной отливкой стоит многодневный, многоступенчатый, кропотливый труд в соавторстве скульптора, литейщика и чеканщика.
Чугун (сплав железа с углеродом), в переводе с немецкого (Roheisen n; Gußeisen n) означает – «литейный», то есть материал расплавленный, доведённый до жидкого состояния. В таком виде чугун легко можно залить в предлагаемую форму, и он в точности повторит ее силуэт. Благодаря именно качествам плавкости и текучести, грубый, необычайно тяжёлый металл способен воплощать самые наитончайшие элементы, самые чёткие крохотные детали, повторять самые изящные изгибы. Но не всё так просто, температура плавленого чугуна – 1200 °C, а отливку делают с восковой модели, а начинается всё с эскиза на бумаге. Технология производства почти не изменилась за десятилетия, в наше время лишь добавились современные подготовительные материалы. Для начала подготовленное изображение переводят в натуральную форму, этот этап так и называется – формование, когда на проволочный каркас налепляют пластилин (ранее для этой цели использовалась глина) и формируют объём, прорабатывая все делали будущего изделия. Затем с оригинальной пластилиновой фигуры делают объёмную форму (как для сахарных петушков), для этого её сначала с лицевой, а затем с оборотной стороны обмазывают герметиком с добавлением силикона. Через сутки, снимают затвердевшую, но мягкую форму и заливают в неё жидкий воск – так получают восковую копию пластилиновой модели. Все неровности и неточности на восковой модели тщательно редактируют, к этому этапу относятся с наибольшим усердием, так как именно с неё приобретёт свой облик чугунная отливка. Далее наступает ещё один важный этап – восковую модель окунают в огнеупорной массе, так называемой обмазке, после чего сразу погружают в зыбучий песок, песчинки плотно прилегают к обмазке, образуя твёрдую корочку. Данный процесс повторяют 6 раз за 12 часов, получая в итоге толстостенную огнеупорную форму. Для изъятия восковой модели, форму помещают в ванну с кипящей водой, расплавленный воск вытекает, его собирают и повторно пускают в производство. Наступает этап работы литейщика, данная стадия называется формовка. Огнеупорную форму устанавливают в ящик из металлических листов, вокруг форму уплотняют мелкодисперсным песком с высоким содержанием глины и только потом вливают жидкий раскалённый чугун. Применяя дробеструйное оборудование, остывшую чугунную форму изымают из огнеупорной оболочки. За готовую изъятую модель берётся чеканщик – удаляет лишние элементы, зачищает неровности, добавляет фактуру и точности самым мелким деталям и т.д. Завершённый вид отливки приобретают после покраски. Маляр тонким слоем втирает краску и отправляет на двадцатиминутную сушку в печь, разогретую до 300 °C. Процедура покраски повторяется три раза, используется свежеприготовленная краска на основе олифы и «голландской сажи» (наименование сажа берёт от самого названия печи, из которой её собирают).
В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова собраны отливки по образцам лучших скульпторов XVIII и модельщиков XIX века. Коллекция включает предметы быта, кабинетную скульптуру на темы анималистки, литературы, композиции сюжетного жанра, письменные принадлежности.
Ажурная тарелка «Дубовый лист» исполнена по модели уникального мастера Торокина Василия Фёдоровича, работавшего на заводе в сер. XIX века. Скульптор-самоучка прошёл путь от подготовки формовочных песков до модельщика завода. Хорошо владея профессиями всех стадий производства, Василий Фёдорович от начала до конца выполнял отливки самостоятельно. За основу формообразования блюда избирается дубовый лист. Накладываясь, соединяясь и переплетаясь кончиками волнистых сторон, листки образуют сквозной ажурный орнамент, располагаясь в круговом обрамлении по борту и плавно перетекая к зеркалу. Каждый фрагмент листка оформлен в реалистичной природной манере, но без излишней детализации.
В подсвечнике «Веточка» за основу взяты естественные природные формы. Бытовой предмет имеет извилистую ножку, декорированную листвой, расположенной небольшими группами. Основание в виде трёх крупных листьев с «S»-образным изгибом. Чаша для свечи решена в виде нераскрывшегося цветочного бутона.
Схожий вид имеет вазочка «Тюльпан». На пятилистном основании с крупным черешком удерживается широко раскрытый четырёхлистный бутон-чаша.
В чугунных отливках с имитацией природных растительных элементов, фактура строится разнонаправленными штриховыми линиями.
Более традиционный вид имеет небольшой трёхрожковый подсвечник. Конструктивное строение центральной зоны формирует образ пернатой совы. Дугообразные ножки основания и острые иглы свечных блюдец придают конструкции аскетичность.
Двухрожковый подсвечник скульптора Манаенкова Сергея Павловича сочетает чугунное литьё с каменной вставкой. Вертикальный столбик змеевика занимает центральную часть, основание имеет геометрическое строение, тогда как ручке и разветвлению рожков придана ажурная растительная форма.
Более сложный по композиции подсвечник «Ибис». Птица крепко стоит на панцире драконовидной черепахи Миногамэ. Имея характерный шлейф в хвостовой части, Миногамэ высоко вытягивает голову вперёд, тогда как ибис склоняет голову вниз, изящно набок выгнув шею. Венчает подсвечник раскрытая створка цветка с остроконечной иглой в сердцевине. Образы решены обобщённо, однако некоторые элементы животных детализированы характерными признаками – оперение у ибиса и фактура панциря у черепахи. В Японии сюжет «журавль и черепаха» известен как «цурукамэ», это символ наилучших пожеланий и долгожительства, как у журавля и черепахи.
Скульптор Игнатьева Ольга Аркадьевна в шкатулке «Черепаха» решает образ животного так же обобщённо, детализируя лишь зону глаз и панциря. Щитки разделены глубокими прямыми и зигзагообразными линиями, фактура так же решена линиями.
Для анималистического жанра характерны выверенность пропорций, реалистическая пластика, передача повадок животных. Зачастую животные представлены среди элементов, соответствующих среде обитания и образу жизни.
Отливка «Собаки перед куропатками» скульптора XVIII века Либерих Николая Ивановича запечатлела охотничью сцену в момент обнаружения добычи охотничьими псами. Николай Либерих, будучи военным по профессии и заядлым охотником, обладал чувством зоркого глаза и чуткой наблюдательностью. В сложной многофигурной композиции скульптор строит объём от первого плана к дальнему, намеренно располагая одну собаку на согнутых лапах, а вторую в приподнятой позе. Основание скульптуры формирует растительное пространство, без углублённой детализации. Красоту породы демонстрирует отливка «Борзая» Посядо Анатолия Ивановича. Ловчая представляет характерные обтекаемые аристократические формы тела, дополненные всполохами шерсти.
Формообразование пернатого в пресс-папье «Глухарь на току» Бах Николая Романовича, академика Императорской Академии художеств, так же строится по принципу наблюдательности – на поваленном стволе дерева, приподнимая крылья и распушив хвост, токует глухарь, вытягивая шею вперёд. Художник располагает фигурку птицы с небольшим наклоном вниз, но косые изгибы хвоста и головы стабилизируют форму, создавая ощущение подвижности животного, подобно его поведению в живой природе.
Реалистичный принцип заключён в решении композиции «Цапли» Просвирина Александра Ивановича. S-образные изгибы длинных шей, и приподнятый поворот голов создают ощущение тактильного прикосновения пернатой пары. В анималистическом жанре каслинских отливок предпочтение отдано реалистичности, формы и образы животных передают их естественный, природный облик. Фигуры не нагружены излишними деталями, нередко изображаются в замершем на мгновенье живом движении, подобно стоп-кадру.
Скульптор–медальер Моргачёв Сергей Захарович применил в работе с чугуном приёмы медальерного искусства, создав «Барельеф А.С. Пушкина» в 1937 году, ко дню памяти гибели великого русского поэта. Круглой формы диск обрамлён двумя тонкими ступеньками; основное поле диска гладкое. В зеркале расположен узнаваемый профиль великого поэта, выполненный невысоким барельефом, диагональной полосой выделяется воротник одежды, слегка намеченное плечо.
Скульптурные бюсты «Дон Кихот» и «Мефистофель» скульптора ХIХ века Морелли Феликса-Гюстава, уроженца г. Будапешт, погружают в мир литературных произведений. Благородный рыцарь, с непреодолимым желанием справедливости Дон Кихот, является центральным персонажем романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», тогда как Мефистофель – образ злого духа в мифологии эпохи Возрождения Северной Европы, а так же культовый персонаж философской драмы «Фауст» (1806) Иоганна Вольфганга фон Гёте. Фигуры выпускались в паре, как противостоящие друг другу символы Добра и Зла. Волевой поворот головы, пристальный взгляд Дон Кихота устремлён в даль, тогда как лицу Мефистофеля приданы черты, искажённые язвительным смехом: его брови собраны, скулы натянуты, искорёженный рот обнажает зубы.
Жанровая композиция «Солоха и чёрт» Соловьёвой Александры Андреевны воплощает сюжет повести «Ночь перед Рождеством» из цикла рассказов «Вечера на хуторе близь Диканьки» Н.В. Гоголя. Задача скульптора – воссоздать художественный образ персонажа произведения; перевести слова из строк на бумаге в реальный физически ощутимый вид. Автор избирает сцену полёта Солохи на метле в компании рогатого чёрта. Композиция многопредметная, наполнена деталями, имеет тщательную проработку мельчайших элементов, «ракурсное» соотношение персонажей, предполагает круговой обзор; фигуры преисполнены динамики движения, придающей героям эмоционально-волевой окрас. Композиция произведения привлекает расположением основных скульптурных объёмов: крупная масса удерживается на относительно небольшом, тонком основании, что придаёт скульптуре ощущение динамичности, неустойчивости, лёгкости полёта.
Ряд отливок демонстрируют пластику человеческого тела. Их отличает внутренняя сосредоточенность персон, резкая, или же наоборот – умеренная расстановка поз, отсутствие искажений пропорций. Уменьшенная копия одноимённой скульптуры «Перекуём мечи на орала» работы гениального монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, автора знаковых произведений «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина и «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде, демонстрирует могучую волевую и физическую силу человека. Обнажённая фигура, собранная из крепких мышц, концентрирующих движение тела на мощном ударе молотом, усиленно сгибает неподатливый оружейный металл. Считается, что автор лепил формы с олимпийского чемпиона 1952 года по вольной борьбе Бориса Гуревича.
Фигурка «Зарема – балерина Каминская» Елены Александровны Янсон-Манизер представляет Веру Каминскую в роли Заремы в балетной постановке "Бахчисарайский фонтан", посвящённой столетию одноименной поэмы А.С. Пушкина. Утончённое, но в тот же момент крепкое и гибкое тело балерины собрано в сложную позу, демонстрирующую каждый открытый элемент.
Кроткую женскую натуру и нежность девичьих форм нарочито подчеркнул скульптор Николай Акимович Лаверецкий в работах «Купальщицы». Обнажённые, дополненные тканевыми драпировками фигуры схожи с древнегреческими мраморными скульптурами. Принято считать, что это одна и та же модель «до» и «после» купания.
Сюжетная композиция «Тройка зимой» Евгения Ивановича Напса основана по мотивам мчащей тройки, запряженной в сани. Извозчику, и троим восседающим седоками, автор придал умеренно статичное положение. Тогда как тройка лошадей демонстрирует стремительный импульс движения, такой эффект фигуры приобретают благодаря предельно тщательной проработке признаков движения животного – строптиво приподнятая голова и напряжённая выгнутая шея коренника, развивающиеся гривы и высоко поднятые хвосты, широко расставленные и взмывающие над основанием конечности, раздутые ноздри и оголённые челюсти.
Многофигурная композиция «Джигитовка» Лансере Евгения Александровича формирует эмоциональный образ жанровой сцены. Сложное композиционное выстраивание фигур от нижнего, более плотно заполненного яруса – к облегчённому верхнему, демонстрирует процесс и развитие сюжета. Многогранная пластика построения фигур вносит динамичный характер, такой же эмоционально напряжённый, как «трюки» джигитовки в реальной жизни.