Impressionnisme russe. Русский импрессионизм рубежа XIX — ХХ веков

Импрессионизм, зародившись во Франции в 1860-е — 1870-е годы, стал одним из наиболее влиятельных течений в изобразительном искусстве последней трети XIX – начала XX века. Сам термин  образован от французского  impression — «впечатление».  Главными представителями французского импрессионизма стали Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро.

Первые импрессионисты стремились передать через язык изобразительного искусства, прежде всего живописи, мимолётные впечатления, они  сосредотачивали всё внимание на тональных отношениях, ослабляя рисунок, переосмысляя  композиционные принципы. Они в своих работах делали акцент на «поверхностность», «текучесть мгновения», «настроение». Важнее было передать  освещение и угол зрения, чем формы и материальность изображаемых предметов. Выдающийся русский поэт, искусствовед, философ и художник серебряного века Максимилиан Александрович Волошин так писал о первых импрессионистах: «Импрессионисты уничтожили всю привычную логику рисунка, ту координацию зрения, которая позволяет нам двигаться в трехмерном пространстве. Они довели видимое до первых впечатлений прозревшего слепого или  новорожденного ребенка».

 Опыт французских импрессионистов оказался востребован за пределами Франции, свои импрессионисты появляются в Англии, США, скандинавских странах, Германии, Испании. И конечно, многие русские художники обращают свое внимание на новое течение. В ряде стран, прежде всего в Англии, Испании, США возникли свои «национальные» варианты импрессионизма. В истории русского искусства судьба течения сложилась иначе. С одной стороны, можно говорить о том, что опыт импрессионизма, во многом, определил развитие и образ русского искусства конца XIX –  первой четверти XX веков. С другой стороны, в России импрессионисты не создали определенного течения, объединения. Среди множества имен в истории русского искусства, которые мы связываем с импрессионизмом нет ни одного «чистого» импрессиониста. Разные художники обращались к творческим методам импрессионизма, на отдельных этапах своей творческой биографии, в качестве некого нового опыта, творческого эксперимента. Импрессионизм обогащал техники письма и рисунка, композиционные решения, но не захватывал полностью художников. Волошин писал что «импрессионизм не временное течение, а вечная основа искусства», еще он утверждал что это «психологический момент в творчестве каждого художника».  Именно так относились многие русские живописцы к творческим методам импрессионизма.

В фондах Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова хранится множество произведений русских художников конца XIX – начала XX веков, той блестящей эпохи которую часто принято называть «серебряным веком русской культуры», созданных либо под непосредственным влиянием традиций французского импрессионизма, либо в близкой к импрессионизму манере. Это работы авторов относящихся к разным поколениям, даже разным периодам в развитии отечественного искусства, от мастеров творивших преимущественно в XIX веке, до художников ставших основоположниками советской школы изобразительного искусства; представляющих различные течения, от реализма до авангарда.

Среди мастеров которые обнаруживают в своем творчестве определенную близость с традициями импрессионизма, часто называют Исаака Ильича Левитана (1860-1900). В собрании КХМ имени В.И. Сурикова его творчество представлено этюдом «Озеро». Известно, что во время поездки в Европу в 1889-90 годах Левитан особенно интересовался, на парижских выставках, художниками барбизонской школы, предшественниками импрессионизма. Как и импрессионисты, он стремился к передаче трудно уловимых, меняющихся природных состояний.

Если творчество Левитана трудно назвать прямо импрессионизмом, а нужно говорить лишь о некоторых общих с импрессионистами тенденциях, особенностях, то его близкого друга, однокурсника по пейзажному классу Московского училища живописи, Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) искусствоведы прямо называют импрессионистом. Коровин был прежде всего театральным художником. Но он ,так же, активно занимался станковой живописью. С 1887 по 1893 годы художник совершил три поездки во Францию, с целью изучения творчества импрессионистов. Его картинам присущи все основные черты импрессионизма: определенная условность в изображении, работа тонкими, но заметными мазками кисти, открытая композиция, акцент на изображение света, эксперименты с необычными ракурсами зрения. Картина «Гурзуф» из фондов КХМ написана в 1913 году, в Крыму, в Гурзуфе, где у  художника была дача. На холсте автор мастерски передал атмосферу жаркого вечера на набережной южного курортного поселка.

К русским последователям импрессионизма часто относят Сергея Арсеньевича Виноградова (1869-1938), поклонника творчества И.И. Левитана, так же совершавшего на рубеже веков поездки в Париж и интересовавшегося современным для той эпохи французским искусством. В фондах Красноярского художественного музея, его творчество представлено работой «Весенний пейзаж» 1915 года. В ней ярко проявилась особенность именно русского импрессионизма —  стремление художников писать виды природы, а не городские пейзажи как делали французские законодатели направления.

Нарочитая условность, мягкие тона, особое внимание к  свету выявляют влияние импрессионизма в творчестве пейзажиста Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, все эти черты можно наблюдать в его картине «Вешние воды» 1903 года.

Близки работам французских импрессионистов, по особенностям цветовой палитры, важной роли света и освещенности разных планов, игре с необычными ракурсами пейзажные работы Станислава Юлиановича Жуковского (1873-1944) «В парке» 1904 года, Александра Федоровича Гауша (1873-1947) «Раннее утро», Петра Саввича Уткина (1877-1934) «Вид усадьбы Новый Кучук-кой в Крыму» 1913 года.

Архитектурные пейзажи Петра Ивановича Петровичева (1874-1947) «Ростов Великий» и «Пейзаж с церковью», написанные в 1912 году посвящены образам русской православной храмовой архитектуры, но особая манера письма, сочетающая определенную условность в передаче образов и работу заметными мазками выдает сильное влияние традиций французского импрессионизма. Подобная манера письма свойственна и Арнольду Борисовичу Лаховскому (1880-1937) автору пейзажной композиции «У реки. Осень» 1914 года.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967), учившаяся во Франции, в своем творчестве часто оказывалась близка к импрессионизму, в  акварельном «Пейзаже с прудом» 1912 года, она мастерски передает атмосферу скоротечной летней грозы.

Живописец Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) прошел сложный творческий путь. Ученик К.А. Коровина, в период своего профессионального становления, к которому относится работа «Сирень» 1914 года, из фондов КХМ, он обращался к традициям французского импрессионизма. В советское время художник начал проповедовать последовательный реалистический метод и стал одним из главных представителей «социалистического реализма».

Увлечение импрессионизмом, на раннем этапе своей художественной биографии, испытал, один из основоположников русского авангарда Давид Петрович Штеренберг (1881-1948). К этому периоду его творчества относятся произведения «Пейзаж. Из цикла импрессионизм» и «Житомир», из коллекций КХМ имени В.И. Сурикова,.

Вообще, русский импрессионизм, в отличие от других течений в отечественном изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века, не обладая внутренним единством, стал ярким явлением в истории русской культуры.