Георгий Дмитриевич Лавров (1895–1991)

В 2025 году исполняется 130 лет со дня рождения известного российского и советского скульптора 2-й половины ХХ века, заслуженного художника РСФСР Георгия Дмитриевича Лаврова.

Окончив в 1915 году Красноярскую духовную семинарию и художественную школу, где учился у Д.И. Каратанова, Георгий Дмитриевич поступает в Томский университет на медицинский факультет, параллельно продолжив художественное образование в классах живописи при Томском обществе художников (ТОЛХ). Среди его учителей того времени — известные живописцы: Н.Ф. Смолин, К.К. Зеленевский, В.Д. Малько. Творчество художника охватывает широкий спектр видов и жанров скульптуры: он занимался станковой и монументальной скульптурой, работал в портретном и анималистическом жанрах, был представителем стиля ар-деко. Его кабинетная скульптура считается образцом стиля.

С 1922 года работает с М.М. Черемных и В.В. Маяковским в «Окнах  РОСТА». До 1927 года входит в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Во время своего пребывания в 1927–1935 гг. в Париже занимается в частных академиях.

Георгий Дмитриевич Лавров является первым профессиональным скульптором города Красноярска. В 1945–1953 гг. в Красноярске и Красноярском крае скульптор выполнил несколько монументов, станковых портретов личностей из областей искусства и науки: «Портрет Д.И. Каратанова» (1946), «Бюст В.И. Сурикова» (1948) к 100-летию со дня рождения живописца, памятник солдатам 31 Сибирского полка, расстрелянным колчаковцами (1947) и другие.

В  коллекции музея им. В.И. Сурикова хранятся три его произведения 1960-х годов: «Портрет В.И. Сурикова», «Портрет Даши Семёновой» (1962) и «Портрет Н.П. Кончаловской» (1963).

Среди работ Георгия Дмитриевича выделяется «Портрет В.И. Сурикова». Знаменитый русский живописец изображён состоявшимся, зрелым художником. Лицо портретируемого выражает глубину мысли, силу характера, богатый внутренний мир. Портрет выполнен в реалистической манере и отличается высоким уровнем мастерства.

Созданный Г.Д. Лавровым «Портрет Даши Семёновой» приобретает особое значение также и благодаря её родству с В.И. Суриковым: Дарья является праправнучкой В.И. Сурикова. Образ молодой девушки глубоко индивидуален. Скульптор раскрывает внутренний мир юной девушки, наполненный гармонией и глубокими духовными качествами.

В «Портрете Н.П. Кончаловской» автор показывает душевные устремления молодой женщины, внучки В.И. Сурикова. Через мягкое и плавное перетекание объёмов мастер создаёт одухотворенный лик писательницы, полный мечтательности, глубины и возвышенной мысли.

В своём творчестве особое внимание Г.Д. Лавров уделял изображению выдающихся деятелей культуры и искусства, изображению военных. Для произведений мастера характерно бережное следование натуре, тонкая передача душевных качеств, баланс обобщенности и детализации.

Творчество Георгия Дмитриевича Лаврова является весомым вкладом в историю развития и становления профессиональной скульптуры города Красноярска, представляя преемственность поколений и выявляя талант мастера передавать индивидуальность и дух времени.