История Ленинградского фарфорового завода
В собрании Красноярского художественного музея представлены произведения второй половины ХХ века Ленинградского фарфорового завода. Этот старейший на территории России завод фарфора основан в 1744 г. в Санкт-Петербурге по указу императрицы Елизаветы Петровны и сначала носил название Невская фарфоровая мануфактура. В 1765 г. после реорганизации предприятие получило название Императорский фарфоровый завод. Художники и скульпторы создавали сервизы и мелкий пластик для императорских дворцов, дворянских усадеб и дипломатических подарков на протяжении полутора столетия. В 1918 г. завод национализировали, и теперь выпускаемые изделия служили интересам советской власти. Изменилось и название предприятия на Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. В 1930-е годы на заводе создается художественная лаборатория, где мастера разрабатывают новые росписи и формы посуды, отвечающие быту социалистической страны. Во второй половине ХХ века новую струю в творческую жизнь завода внесли скульпторы Эдуард Михайлович Криммер и Серафима Евгеньевна Яковлева, а также выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной – Татьяна Васильевна Афанасьева, Галина Дмитриевна Шуляк, Нина Павловна Славина и многие другие. Этот период характеризуется большим разнообразием тематики росписей, форм посуды, жанров в массовой и авторской скульптуре. В 2005 г. фарфоровый завод вернул историческое название Императорского.
Сервизы в коллекции музея
Часть коллекции музея занимают авторские сервизы. В сервизе «Певчие птицы» Тамары Николаевны Беспаловой-Михалёвой птицы изображены в окружении роз: бледно-голубых, серых и ярко-розовых, дополненных зелёно-золотыми листьями. К традициям супрематического фарфора обращаются Лариса Ивановна Григорьева и Нина Павловна Славина. Краски сервизов «Закат южный» и «Балтийская гамма» отражают разное настроение и время года: в первом случае – тёплый летний день на море, во втором – пасмурный осенний. Посудные формы для этих комплектов создал заслуженный художник РСФСР Эдуард Михайлович Криммер. Нарядно-праздничный облик имеет сервиз «Цветы красные» Любови Родионовны Афанасьевой, в котором насыщенное ярко-зелёное крытьё сочетается с контрастной красно-золотой росписью.
Ленинград в фарфоре
Декоративные тарелки «Осень» (роспись Л.И. Григорьевой), «Белая ночь» и ваза «Над Невой» (обе – роспись О.М. Матвеевой) посвящены видам Ленинграда – мостики, кованые ограды характерны для этого города. На тарелке Татьяны Васильевны Афанасьевой «Мельница» написан тихий сельский пейзаж ранним утром. Изображение фруктов встречаем на прямоугольной тарелке Ольги Михайловны Матвеевой «Осень», а природные мотивы отражены в кобальтовой росписи её же вазы «Утренний туман». Роспись чайного комплекта «Парус» Галины Дмитриевны Шуляк навеяна древнегреческой легендой о путешествии аргонавтов под предводительством Ясона за золотым руном на корабле «Арго». Образ восточной красавицы Алексей Викторович Воробьевский воплотил в кружке «Молоко», модель которой была придумана скульптором Натальей Яковлевной Данько ещё в 1919 г. Традиции агитационного фарфора 1920-х годов использовала в больших декоративных блюдах Серафима Петровна Богданова, посвящая их первому полёту человека в космос. Монохромные кобальтовые с добавлением позолоты изображения Юрия Алексеевича Гагарина, ракеты и космической станции окружены крупными, привлекающими внимание надписями-лозунгами.
Фарфоровые скульптуры
Произведения мелкой пластики также входят в фарфоровую коллекцию музея. Скульптура «Юный А.С. Пушкин» по модели Софьи Борисовны Велиховой воплощает облик вдохновлённого мальчика, сочиняющего стихотворение. Это одна из лучших работ мастера, созданная в 1949 году по случаю 150-летия со дня рождения великого поэта и выпускавшаяся большими тиражами. Образы современников можно увидеть в скульптурах «Перед зеркалом» Эльвиры Игоревны Еропкиной, «Прогулка с плеером» Галины Дмитриевны Шуляк и хоккейного «Вратаря» Ирины Николаевны Никоновой (роспись Е.Н. Лупановой). Аллегорический образ реки Невы в виде девушки, сидящей на рыбе, придумала живописец и скульптор Ольга Михайловна Матвеева. Созданная из неглазурованного фарфора – бисквита – «Нева» изящна и благородна. Анималистическая пластика представлена двумя произведениями: «Сорокой» Бориса Яковлевича Воробьёва и «Чайкой» Павла Павловича Веселова. Разные по характеру образы выполнены реалистично, подражая типичным позам и окраске оперения птиц.
В музее хранится также чайный комплект с росписью, являющейся фирменной для завода уже более полувека – «Кобальтовая сетка». Созданный художницей Анной Адамовной Яцкевич в 1944 году, этот декор гармонично сочетается с посудной формой «Тюльпан», в основе которой – дольчатая волнообразная поверхность, напоминающая раскрывшийся цветок тюльпана (автор формы – С.Е. Яковлева). Роспись получила Золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а в 2016 году сервиз «Кобальтовая сетка» удостоился звания «Гордость России».