Дулёвский фарфоровый завод в городе Ликино-Дулёво Московской области, одно из старейших предприятий нашей страны, основан в 1832 г. Терентием Яковлевичем Кузнецовым, мастером-керамистом из Гжели. В XIX веке завод обрёл популярность и успех при Матвее Сидоровиче Кузнецове, создателе «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», куда вошёл и завод в Дулёво. В это время отличительным признаком дулёвских изделий стали росписи в народном духе — розы-«агашки», выполнявшиеся быстро лёгким мазком кисти. В советский период национализированное предприятие продолжало развиваться. Во второй половине ХХ века на фарфоровом заводе работало много талантливых скульпторов и живописцев, внесших значительный вклад в его деятельность: А.Д. Бржезицкая, Н.А. Малышева, А.Г. Сотников и другие. Некоторые их произведения представлены в коллекции Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова: сервизы, чайные наборы, декоративные тарелки, ваза, коробочки для украшений и мелкая пластика.
Самым распространённым вариантом оформления посуды, вазы и декоративных тарелок из собрания музея является изображение цветов. Художники по-разному подходят к трактовке этого мотива: от стилизованной кобальтовой росписи на вазе В.И. Тодорской до объёмной и натуралистичной на декоративной тарелке «Последний букет» В.А. Городничева. Цветы и другие растения — папоротник, ежевика — нередко располагаются на сплошном однотонном фоне, присущем для изделий Дулёвского завода, и зачастую носят «народный» характер, проявляющийся как в манере написания, так и в выборе цветовой гаммы — яркой, с использованием чистых цветов, такой как в сервизах «Ромашки» Н.М. Борисова и «Петунии» С.Г. Аникина, на чайных парах «Красавица» и «Русский узор» П.В. Леонова. За роспись «Красавица» художник получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже. На Дулёвском фарфоровом заводе раскрылся талант живописца В.К. Яснецова. Его флористические росписи отличаются свободой исполнения, экспрессией и живописностью: сервиз «Серебристый георгин», где цветы насыщенного синего оттенка выполнены в манере быстрого широкого мазка. Присутствуют в творчестве художника и другие композиции, изящные и лаконичные, такие как роспись сервиза «Золотая ёлочка». В этом произведении можно проследить влияние рисунков китайского графика Ци Байши, увиденных В.К. Яснецовым во время военной службы на Дальнем Востоке и положивших начало его карьере на Дулёвском заводе. «Фарфоровую» династию продолжил сын Владимира Климентьевича — Юрий Владимирович, вместе с отцом он создал сервиз «Праздничный», выступив автором формы предметов.
Среди мелкой пластики Дулёвского завода в коллекции музея преобладает жанровая скульптура. Художники Н.А. Малышева, О.М. Богданова, А.Д. Бржезицкая, П.М. Кожин и другие обращаются к повседневности и сказкам. Среди «сказочной» скульптуры можно выделить такие известные произведения, выпускавшиеся массовыми тиражами, как «Малахитовая шкатулка» О.М. Богдановой и «Каменный цветок» П.М. Кожина, созданные по уральским сказам П.П. Бажова, туалетный прибор-триптих «Сказка о золотом петушке» О.М. Богдановой по одноимённому произведению А.С. Пушкин, «Снегурочка» Н.А. Малышевой и «Гуси-лебеди» П.М. Кожина на сюжеты народных сказок. В число жанровых произведений входят посвящённые русским традициям «Русский перепляс» и «Хлеб-соль» А.Д. Бржезицкой, «Девушка с самоваром», «Девушка со снопом» и «Уральская кадриль» Н.А. Малышевой, представляющие народы и культуру других стран «Азербайджанский танец», «Узбечка» О.М. Богдановой и «Украина» А.Д. Бржезицкой, а также изображающие узнаваемые жизненные моменты: «Объяснение», «Север» и «Юная балерина» Н.А. Малышевой и шкатулка «Красавица» Г.Д. Чечулиной. Скульптура «Украина» входила в серию «Советские социалистические республики» и была создана Астой Давыдовной к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1954 г. Три изделия из коллекции музея относятся к анималистическому жанру — это туалетная коробочка «Барашки» А.Г. Сотникова и скульптуры «Курица» того же художника и «Голубка» П.М. Кожина. Два из перечисленных выше произведений — прибор-триптих и скульптура «Север» — получили бронзовые медали, а «Курица» — Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 года.