Обращение к народной культуре характерно для русского изобразительного искусства со второй половины XIX века. Особенно ярко этнографические мотивы оказались выражены в творчестве передвижников. Их «демократический реализм» подразумевал обращение к народной жизни, и документально точное ее воспроизведение. Произведения таких художников как Г.Г. Мясоедов, В.Г. Максимов, Н.К. Пимоненко и др. несут документально точные образы быта, костюма русского крестьянства. Ориенталист В.В. Верещагин, в работах своих «Туркестанской», «Индийской», «Кавказской», «Балканской», «Японской» серий раскрывает этнографически точные картины жизни народов Востока.
Этнография народов Сибири, получила особое выражение в творчестве художников, связанных с сибирским регионом. К этнографическому направлению можно отнести многие рисунки, акварельные листы и отдельные живописные этюды В.И. Сурикова, это прежде всего две группы. Первая – серия акварелей, написанных летом 1873 года во время поездки художника в Узун-Джул, имение предпринимателя П.И. Кузнецова, на юге Енисейской губернии, через степи Минусинской котловины. Вторая группа – карандашные, акварельные и написанные маслом наброски и этюды, созданные во время многочисленных поездок по Сибири с 1891 по 1895 годы – период работы мастера над «Покорением Сибири Ермаком». Многие из этих работ художника, по сути, являются точными этнографическими документами, отражающими быт, костюм, антропологические типы хакасов, татар Южной сибири, селькупов, эвенков.
Хотя, этнографической ценностью обладают и другие отдельные работы и серии работ Сурикова, при чем это касается не только традиционной культуры коренных народов Сибири, но и быта русских казаков – старожилов (картина «Взятие снежного городка» 1891 года). Точность в передаче конкретных деталей традиционного костюма, предметов быта и т.д в произведениях В.И. Сурикова такова, что исследователи этнографы предлагают использовать их как этнографические источники.
Интересно, что в Сибири этнографическое направление получает в начале XX века, а в особенности в период 1920-х – 1930-х годов особое значение. Это не случайно.
Во-первых, сама Сибирь, к началу XX века, еще достаточно малоисследованный, в географическом и этнографическом плане, и неосвоенный регион. Весь конец XIX века, начало XX, 1920-е и 1930-е годы ознаменованы проведением широкомасштабных комплексных научных (географических, геологических, этнографических, археологических и т.д.) экспедиций. Многие художники активно участвуют в них.
Во-вторых, в образованных кругах Сибири, очень сильным было влияние идей областничества, идейно-политического течения второй половины XIX – начала XX веков, отстаивавшего своеобразный культурный и экономический (а на заре своей истории в 1860-е годы, и в смутное революционное время, политический) суверенитет Сибирского региона. Защита коренных народов против «колониального гнёта» Российской империи, отстаивание их прав (в том числе и культурных), углублённое изучение и сохранение традиционных культур, приобрело для большинства областников программный характер. Многие исследователи Сибири, краеведы, создатели первых музейных коллекций, учредители экспедиций принадлежали к областникам.
В-третьих, с первых лет советской власти советское правительство уделяло особое внимание развитию национальной политики. Идеи национального самоопределения коренных народов, развития их культуры приобрели особый смысл.
Свои художники, развивающие этнографическое направление, работали в разных центрах как Западной, так и Восточной Сибири. В Красноярске, для первой половины XX века, важны два имени, это Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874-1952) и Андрей Прокофьевич Лекаренко (1895-1978). Д.И. Каратанов, в период с 1906 по 1940 годы принимал участие в семи научных экспедициях (в основном, на север Приенисейской Сибири, в Туруханский край, и на р. Обь). Художник был признан в научном сообществе как специалист по традиционной культуре остяков (устаревшее собирательное название енисейских и обских селькупов и кетов). А.П. Лекаренко участвует с сентября 1926 по сентябрь 1927 года в Туруханской экспедиции Приполярной переписи, как ученый-этнограф обследуя поселения эвенков, ненцев, нганасан, долган. В течение всей своей творческой биографии оба художника периодически совершали творческие поездки по различным районам Приенисейского края от степного юга до Крайнего Севера. Традиционная культура коренных народов стала, на ряду с сибирской природой, основным предметом творческого отображения в многочисленных рисунках и полотнах мастеров.
У Д.И. Каратанова особой этнографической и художественной ценностью, конечно же обладают многочисленные графические листы, которых только в фондах Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова более 130. Есть в творческом наследии мастера и живописные полотна, посвящённые этнографической тематике.
А.П. Лекаренко оставил многочисленные этнографические рисунки и акварели (часто, выполненные с натуры, в полевых условиях). Не меньшей научной, этнографической ценностью обладают более поздние живописные полотна, в написании которых мастер использовал экспедиционные материалы и впечатления – «Оленеводы Таймыра» (1957), «Девушка с Таймыра» (1959) и др. Искусствоведы и этнографы характеризуют этнографические работы Д.И. Каратанова и А.П. Лекаренко не просто как произведения искусства, но и как важные источники для изучения культуры сибирских народов, отличающиеся высокой степенью достоверности и точности.