Скульптура А.С. Цветкова

Алексей Сергеевич Цветков (1924 — 2009) — советский скульптор-анималист. Родился в деревне Букарево Тверской губернии в крестьянской семье. Родители имели большое хозяйство с домашними животными: курами, коровами, лошадьми, которые стали для юного художника первыми анималистическими моделями. Рисовал их Алексей Цветков двуцветным карандашом: на одном конце находился красный грифель, на другом — синий.

В начале Великой Отечественной войны А.С. Цветков добровольцем ушёл на фронт, был серьёзно ранен и потерял ногу, поэтому вернулся в родную деревню и через несколько лет поступил в художественную студию при товариществе «Калининский художник», а после учился в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им В.И. Мухиной у В.Ф. Маркова и В.П. Фрезе.

После училища отправился по распределению в Украину, на Городницкий фарфоровый завод, где создавал в художественной лаборатории скульптуры и посуду из фарфора. Работал недолго и на Гжельском фарфоровом заводе. Но глина не слишком вдохновляла художника, своё призвание он нашёл совсем в других материалах.

За свою творческую карьеру А.С. Цветков создал более 300 произведений, шесть из которых находятся в коллекции Красноярского художественного музея. Интересна аллегорическая скульптура «Квартет» по одноимённой басне И.А. Крылова, выполненная из бронзы. Все участники квартета: «проказница-мартышка, осёл, козёл да косолапый мишка» — запечатлены художником в момент игры на музыкальных инструментах. Четыре персонажа объединены общей подставкой в виде ствола дерева, демонстрирующей целостность композиции и завершающей творческий замысел мастера.

Для образа пантеры А.С. Цветков выбирает твёрдый и прочный материал, часто использующийся для монументальных скульптур — гранит. В цельном куске камня художник только намечает контуры тела животного, оставляя основной объём слитым с поверхностью гранита. Спокойная, отдыхающая пантера благодаря лаконичности композиции и художественным особенностям камня, несмотря на свои небольшие размеры, вызывает чувство монументальности и величия.

А.С. Цветков работал в разных материалах: фарфоре, бронзе, камне, но самым любимым для него стало дерево. У художника сложился особый подход к созданию деревянной скульптуры: в цельном куске дерева или корневища, среди коряг, пней, наростов на ветках он видел образ будущего животного, а умелые руки мастера воплощали замысел в жизнь. В его скульптурах природа и человек выступают в качестве соавторов: сама форма деревянной части и рисунок её поверхности подсказывали А.С. Цветкову, каким образом вырезать из основы фигуру животного. Скульптора не случайно называют «повелителем дерева», он тонко чувствовал этот материал, стремился воплотить в нём яркие анималистические образы, передавая характерные движения и позы животных и птиц.

Две скульптуры кота и кошки выполнены достаточно просто и лаконично, а объединяет эти образы проявление любопытства животных: кот вытянул шею и хвост, демонстрируя интерес к окружающему миру, а голова кошки направлена вверх, словно что-то привлекло её взгляд, и она замерла, не закончив движение, и внимательно разглядывает объект.

Следующая, достаточно большого размера, скульптура — леопард, сидящий на стволе дерева. На первый взгляд статичная фигура полна скрытой динамики: вытянута вперёд шея, чуть приподнята левая передняя лапа, а глаза леопарда неотрывно следят за добычей, будто само животное готово скоро сорваться с места в погоню.

Образ глухаря, с раскрытым хвостом и прижатыми к телу крыльями, отличается резким движением вытянутой вперёд шеи, придающей грозный вид птице. Характер обработки дерева — то рельефно, то более гладко — передаёт особенности оперения птицы.

Имя А.С. Цветкова стоит в одном ряду с другими выдающимися скульпторами-анималистами: А.В. Марцем, А.М. Белашовым, А.Г. Сотниковым, В.А. Ватагиным. За успехи на творческом поле он был принят в Союз художников, получил почётное звание Заслуженного художника РФ. Произведения А.С. Цветкова находятся в коллекциях 47 музеев России.