Александр Александрович Дейнека

Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969) — советский, российский художник, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Академик АХ СССР (1947), Народный художник СССР (1963). А.А. Дейнека — основоположник социалистического реализма. Занимался монументальным искусством; станковой живописью, графикой, скульптурой. Первоначальное художественное образование получил в Харьковском художественном училище (1917), где учился у А.М. Любимова и М.Р. Пестрикова. Затем продолжил обучение во ВХУТЕМАСе на полиграфическом отделении (1925), где его педагогами были В.А. Фаворский и И.И. Нивинский.

Творческое наследие мастера разнообразно. Молодые годы художника связанны с революционными событиями. В 1918-1920 годы он оформляет агитпоезда, театральные постановки, руководит «Окнами РОСТа» в Курске и другое. Большое влияние на творческое становление в годы ученичества оказало общение с В.А. Фаворским, встречи с В.В. Маяковским. В 1924 году Александр Дейнека участвует на Первой дискуссионной выставке объединений революционного искусства в составе «Группы трёх». В эти годы им была создана первая советская монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).

В 1920-1930-е годы был членом художественных организаций: Общества станковистов (1925-1927), Ассоциации художников революционной России, Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932) и других.

В середине 1920-х годов А.А. Дейнека иллюстрирует книги для издательств Москвы; рисует карикатуры для журналов «Безбожник», «Прожектор». «Красная нива» и других; создаёт плакаты. В 1930 году среди других плакатов, появляется выразительный в цветовом и композиционном отношении плакат «Физкультурница». На ряду с другими произведениями в 1932 году появляется значительная работа этого периода — картина «Мать».

В 1930-1940 годы ведёт активную преподавательскую деятельность во ВХУТЕИНе, Московском полиграфическом институте, МГХИ, в Московском институте прикладного и декоративного искусства, Московском архитектурном институте.

Также занимался оформление спектаклей в 1930-1940-е годы в Государственном театре им. В. Мейерхольда, в Центральном театре Красной Армии в Москве.

В период войны художник живёт в Москве и выполняет политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В это время создаёт напряжённые и драматические произведения: картину «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941), «Оборона Севастополя» (1942), которая стала своего рода гимном мужеству защитников города и другие произведения.

Значительными работами послевоенного времени является полотно «Эстафета по кольцу «Б» (1947), мозаики для фойе актового зала МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), мозаика для фойе Дворца съездов в московском Кремле (1961).

Мозаики Дейнеки украшают станции метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). В 1964 году за комплекс мозаичных работ, среди которых находится мозаика «Хоккеисты», художник был награждён Ленинской премией.

Одной из любимых тем в творчестве мастера была тема спорта. Художник верил в неисчерпаемость темы спора, её демократичность, в то, что в ней много мажорного и героического. Спорт для Александра Александровича Дейнеки был не только темой в искусстве, но и основой быта организующим труд и отдых человека. В спорте он видел начало пронизывающее все сферы жизни человека. А. Дейнека одним из первых выразил в своём творчестве близость спорта и искусства. В своём творчестве мастер старался передать динамизм, энергию, целеустремлённость людей, их молодость и здоровье. Художнику в своих произведениях удалось выразить мировоззренческие принципы и устремления человека новой формации.

В коллекции советского периода Красноярского художественного музея находится работа А.А. Дейнеки на тему спорта — мозаика «Эстафета». Главным лейтмотивом произведения является утверждение духовности и физической красоты человека. В «Эстафете» изображены бегущие мужчина и женщина, с физически развитыми телами, символизирующими собой идеал нового человека советского общества. А. Дейнека в мозаике «Эстафета» подчёркивает массовую тягу к спорту, приобщение к нему всего общества. В произведении созданном мастером звучит мотив обычного человека, для которого спорт — явление повседневное, радостное, помогающее в труде и в жизни.

Работы художника находятся в собраниях Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки. Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства и многих других.