Народный художник СССР, действительный член Академии художеств, действительный член АН СССР.
Живописец, реставратор, искусствовед, музейный деятель, педагог. В 1896 окончил юридический и историко-филологический факультеты Петербургского университета. В 1894–1896 – учился в Академии художеств в мастерской И.Е. Репина, в 1896–1901 - в мастерской Антона Ашбе в Мюнхене. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И.И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно улучшив принципы музейной работы. В 1918 по инициативе Грабаря созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор), сейчас – ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Крупнейший русский импрессионист, оказавший существенное влияние на развитие этого течения. В 1910-х Грабарь на время оставляет импрессионистическую манеру в поисках звучности и декоративности целого с тем, чтобы вновь вернуться к ней в своих пейзажах и натюрмортах 1920–1950-х. С 1924 и до конца 1940-х написал значительное количество портретов.
Портрет известного реставратора Г.О. Чирикова, с чьим именем связана история спасения после революции икон «звенигородского чина» создан в 1931 году. Стремление к монументализации было одним из характерных явлений в советской портретной живописи 30-х годов, и Грабарь здесь не является исключением. Но, несмотря на размеры фигуры, превышающие натуру, ему удалось избежать плакатной декларативности и ходульности образа. Чириков изображен на нейтральном фоне, в условной среде, без каких-либо атрибутов профессии, лишь акцентирование внимания на руке с сильными, чуткими пальцами и вдумчиво-серьезными глазами за стеклами очков говорят о сложной, кропотливой работе реставратора.