Бенуа Александр Николаевич

«Средневековый собор»

1898 | Бумага, пастель, карандаш, уголь (98 х 65 см)

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, историк искусства, художественный и театральный критик, сценограф, декоратор, центральная фигура художественного объединения «Мир искусства», идейный вдохновитель «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

В творчестве Бенуа-художника преобладала история. «Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым», – писал он. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. В 1896 году он совершил свою первую поездку во Францию, которая имела большое значение для творчества художника. К 1897 – 1898 годам относится принесшая Бенуа известность серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой – «Последние прогулки Людовика XIV».

В этот же период было исполнено и произведение «Средневековый собор». Известно, что в 1898 году, которым датирована работа, Бенуа посетил Руан, но все же определить, какой именно собор изображен, не представляется возможным.

В этом таинственном и тревожащем пейзаже «ретроспективным мечтателем» Бенуа переданы красота и величие готики, красота и величие духа, вознесшегося над обыденностью. Работа выполнена в смешанной технике – пастелью, углем, карандашом. Бумага просвечиваясь сквозь пастель, дает как бы «свет изнутри». В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает второе рождение – становится излюбленной техникой членов объединения «Мир искусства».

В 1958 году произведение поступило в музейное собрание из Красноярского краеведческого музея.

прослушать текст