Наши люди

В честь Дня воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова совместно с музеями Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики организовали выставку «Наши люди».

Этот виртуальный проект объединяет работы художников из различных уголков нашей Родины. На представленных произведениях можно увидеть пейзажи и сцены повседневной жизни. Каждый музей обладает своей уникальной историей и неповторимой коллекцией, но главное, что их объединяет, — это безусловная любовь к Родине!

Виртуальная выставка объединила произведения художников – юбиляров этого года. Авторов, в чьих работах можно ощутить глубокую связь с природой и родными местами. Их произведения передают атмосферу и красоту уникальных ландшафтов, а также чувства, связанные с местами, которые стали для них источником вдохновения. Каждая работа не только восхищает зрителя, но и напоминает о важности сохранения и уважения природы и культурного наследия наших родных мест.

Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова

Юрий Иванович Худоногов (1924–1967) — один из ведущих  красноярских живописцев, родился 14 октября 1924 года в Красноярске. В 1936–40-х годах учился в Красноярской художественной школе у Д.И. Каратанова и К.И. Матвеевой. Война застала его совсем мальчишкой, и в 1942 году он ушел на фронт защищать родную землю. Тяжелое ранение в 1944 под Кёнигсбергом поставило под угрозу мечту стать художником, однако он добился своего и после Победы целиком посвятил себя искусству. В 1947–53-х годах учился в Ленинградском художественном училище. По окончании училища вернулся в Красноярск, где преподавал в художественной школе и в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова.

Живопись Худоногова основана не только на внимательном изучении традиции классического искусства в самом широком её понимании (в духовном плане ему равно близки и Суриков, и французские мастера начала ХХ века), но прежде всего на глубоко пережитых впечатлениях. И среди этих впечатлений особенно дороги художнику впечатления от его поездок в древнюю землю Хакассии, куда он начал постоянно выезжать на пленэры с 1949 года.

Произведения, представленные на виртуальной выставке, в сжатом виде наглядно показывают талант художника, глубину и силу созданных им образов природы, своеобразие и красоту его городских пейзажей. Мы можем проследить развитие авторского стиля художника, получить представление о характерных особенностях его творчества, увидеть мастерство живописца.


Художественный музей «Арт-Донбасс»

Владимир Степанович Шендель (1936–2019)  —  народный художник Украины, родился 22 июня 1936 года в посёлке шахты Абакумова в Донецке в семье шахтера и учительницы. В 1959–1963 годы учился в Семёновском художественно-промышленном училище, после окончания продолжил учёбу на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Ленинград,1965–1971 гг.), в мастерской народного художника СССР, действительного члена академии художеств СССР профессора Алексея Фёдоровича Пахомова. В качестве дипломной работы Шендель создал серию из 11 листов в технике линогравюры. Тематика отражала жизнь шахтёров Донбасса до революции. Дипломную работу Владимир Шендель защитил на «отлично». С 1973 года —  член Союза художников Украины. 

Владимир Шендель работал в отрасли станковой и книжной графики, в разнообразных техниках: офорт, линогравюра, литография, акварель. Некоторые пейзажи Владимира Шенделя похожи на него самого — поэтичные, душевные, скромные. И хотя живописных полотен у художника множество, основное направление творчества Владимира Шенделя — графика. Его работы отличались искренностью и правдивостью, отражая труд, жизнь и дух донецких людей.

Принимая активное участие в работе комиссии по эстетическому воспитанию и пропаганде искусства донецкого края, военно-шефской работе, участвуя в деятельности Донецкого областного комитета защиты мира, Владимир Шендель поднял на высочайший уровень роль изобразительного искусства в Донбассе. Естественным стало его избрание членом Центральной ревизионной комиссии Союза художников СССР (1983,1987,1987–1991).

Имя Владимира Шенделя вписано в историю донецкой культуры. Он оставил нам богатое творческое наследие, которое и сегодня вдохновляет, и радует нас, показывая красоту и душу Донбасса. В собрании Художественного музея «Арт-Донбасс» города Донецка наиболее полная и представительная часть творческого наследия В.С. Шенделя. Больше 120 работ, созданных художником в разные годы жизни, находится в фондах музея. Именем Владимира Степановича Шенделя назван большой зал в художественном музее «Арт-Донбасс».


Донецкий республиканский краеведческий музей

Авраменко Алла Витальевна — живописец, график, дизайнер, фотохудожник, член Союза художников Донецкой Народной Республики.

Алла Авраменко в 1985 г. с отличием окончила Донецкое областное художественное училище. В 2008 г. прошла курсы повышения квалификации (менеджмент) в Международной ассоциации музеев (Голландия. МАТРА).

В 2014 г. окончила Киевский национальный университет культуры и искусств, факультет дизайна. Является постоянным участником городских и республиканских выставок.

С 2000 г. работает в Донецком республиканском художественном музее художником-дизайнером.

Кубрак Григорий Павлович (1923–2005) — донецкий художник, фронтовой разведчик, автор диорамы «Освобождение г. Сталино 8 сентября 1943 г.», участник Парада Победы 1945 года в г. Москве на Красной площади.

Учился в Московском институте искусств на специальности «Живопись и графика». Позже закончил факультет графики Кубанского университета. Учеба помогла ему овладеть навыками портретного жанра. Начали поступать серьезные заказы. Он пишет портреты известных земляков. За ряд своих работ был удостоен премий и призов.      

Особое место в его картинах занимала военная тематика. Григорий Павлович искал возможности расширить свои художественные способности. Принимал участие в создании ряда диорам для Украинского государственного степного заповедника. Его работы неоднократно экспонировались на различных выставках. Цикл лирических пейзажей и натюрмортов «Севастопольские мотивы», портрет Порфирия Иванова, почитателем и сторонником которого был автор.

Григорий Антонович Тышкевич, народный художник Украины (2012 год), член творческого союза «Союз художников ДНР», лауреат премий  им. Н. Островского (1974 год), имени А. Куинджи (1997 год), действительный член международной Академии наук, образования, индустрии  и искусств, США (2010 год),  награждён  грамотой и медалью «За заслуги перед городом» Донецкого горсовета (2010 год), профессор кафедры дизайна и арт-менеджмента ДонНУ (2012 год).

Родился 24 октября 1940 года в городе Запорожье. В 1962 году окончил Одесское художественное училище и через пять лет — Харьковский художественно-промышленный институт. Участник городских, республиканских, зарубежных и персональных выставок;  работы находятся в частных коллекциях более тридцати стран мира.

Своим творчеством Григорий Тышкевич прославил имя Донбасса. Его яркий талант успешно реализован в разных жанрах изобразительного искусства — тематическая картина, портрет, натюрморт, пейзаж. Один из выдающихся донецких мастеров кисти основал стиль «лирический урбанизм»: суровые индустриальные ландшафты донбасских городов тонко и поэтично изображаются в узнаваемой авторской манере. Особенностью творчества художника является неразрывная связь с жизнью города и родного края.


Луганский художественный музей

Ахвледиани Вахтанг Георгиевич (1924–1984) —  известный советский украинский живописец грузинского происхождения.         Родился 8 марта 1924 г. в Грузинской ССР. В юном возрасте участвовал в освобождении нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков, награждён орденами и медалями.

В 1951 г. окончил Тбилисскую Академию искусств, в 1961 г. стал членом Союза художников СССР. Творческая деятельность художника была связана с Луганском, его живописные полотна отражают принципы социалистического реализма: народность, идейность, конкретность. В манере исполнения масляной живописи доминирует техника наложения мазков.

Живописное полотно «Богатыри Донбасса» (1977-1979) стало визитной карточкой АРТ-ФЕСТИВАЛЯ, посвящённого Дню шахтёра. Этот фестиваль проводится в Луганской Народной Республике каждый год. Знаковым произведением в творчестве художника является живописная работа «В братской семье» (1984), над которой мастер работал в 1978-1979 гг.

Вахтанг Георгиевич любил луганскую землю, языком изобразительного искусства воспевал красоту луганского края, но, имея грузинские корни, не забывал и о своей Родине — Грузии. Работы Ахвледиани по праву можно считать носителями золотого фонда изобразительного искусства луганщины.

Губский Иван Кондратьевич (1920–2009) — советский украинский живописец, родился в 1920 г. на хуторе Таврический Волоконовского района Курской области.

В 1940 г. призван в ряды Красной Армии. В 1947 г. после окончания Харьковского художественного института работал в Стахановском художественном участке Луганского художественно-производственного комбината и одновременно преподавал в художественной студии изобразительного искусства. Переехав в Луганск, продолжил преподавательскую деятельность в Луганском государственном художественном училище, был постоянным участником художественных выставок различных уровней.

В 1962 г. принят в Союз художников Украины. В 1996 г. Губскому И. К. присвоено почетное звание «Заслуженный художник Украины».

Ключевой темой его произведений была тема Великой Отечественной войны. Сюжеты о важной миссии простого советского человека – солдата, труженика, матери. О своей семейной родословной художник языком изобразительного искусства виртуозно воспроизвёл в творческих работах. Через созданные образы живописец проецировал отношение к окружающей действительности. Манера живописного исполнения - техника послойного нанесения мазков.

Немаловажное место в творчестве Губского И.К. занимал пейзаж. Мастер имел возможность рассказать зрителю об истории развития Луганского края, истории зарождения угольной промышленности Луганщины.

В фондах Луганского художественного музея хранятся живописные произведения Губского И.К., наполненные философским смыслом. Это масляная и акварельная живопись. Творческое наследие Губского И.К. и в наше время не утратило своей актуальности, интересно зрителю различных возрастных категорий.

Кошевой Виктор Иванович (1924–2024), родился в 1924 г. в небольшом селе Водяное недалеко от Луганска, участник Великой Отечественной войны, награждён боевыми наградами.

В 1956 году окончил Луганское государственное художественное училище. Его педагогами были Фильберт А.А., Капканец Т.Н., Вольштейн М.Л.

С 1958 г. участник всеукраинских художественных выставок. Персональные выставки прошли в Луганском художественном музее (2004) и в мае 2024 года к столетнему юбилею Виктора Ивановича.

С 1960 г. является членом Союза художников Украинской ССР.

В 1964–1984 гг. работал в художественно-производственном комбинате, возглавлял выставочный и экспертный советы Луганской областной организации Союза художников Украины. Любимым жанром художника был пейзаж с его безграничными, родными просторами и душистыми травами, высоким синим небом с облаками. Большое внимание Виктор Иванович уделял работе на пленэре и в любое время года постоянно выезжал на этюды. Это позволяло ему без устали «оттачивать технику мазка», наполнять творческие работы воздухом. Работал художник в смешанной технике масляной живописи с доминированием техники наложения мазков.

Помимо пейзажей, Виктор Иванович создал цикл городских зарисовок. Его творческое наследие — живописные полотна и зарисовки, пропитанные любовью к родному краю. В фондах ГБУК ЛНР «Луганский художественный музей» хранятся работы художника. Часть живописных произведений экспонируются в Галерее искусств на мемориальной выставке «Родная, родная, родная земля…». Более 200 работ Виктор Иванович оставил для потомков. Многие из них хранятся в Луганском художественном музее и восхищают зрителя реалистичностью передачи состояния природы и умением художника наполнять живописные полотна воздухом.

Фильберт Александр Александрович (1911–1996) — советский, российский украинский живописец и педагог. Родился 26 июля 1911 г. в посаде Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии в семье потомка немецких колонистов. В 1931 г. поступил в Киевский художественный институт на кафедру профессора Кричевского. Ещё в студенческие годы стал депутатом одного из киевских райсоветов. За успешно выполненную дипломную работу был сразу принят в Союз художников СССР.

После окончания высшего учебного заведения в 1939 г. переехал на постоянное место проживания в Ворошиловград (ныне Луганск), работал преподавателем специальных дисциплин в Луганском государственном художественном училище. Здесь им было создано Донецкое отделение Союза художников СССР. В 1957 г. был избран делегатом 1-го съезда художников СССР. Награждён медалью «За трудовое отличие».

В конце 1990-х годов в Луганске на средства сына художника открыт мемориальный музей-квартира.

Фильберт А.А. виртуозно владел техниками изобразительного искусства, любил работать масляными красками и материалами для графики. Творческое наследие Фильберта А.А. — это сюжетные композиции на историческую тему, портреты современников, а также многочисленные пейзажи Луганщины.

Умение Фильберта А. А. — в обыденном увидеть красивое, в образной форме донести сюжетную линию произведения, даже после смерти мастера, не перестаёт привлекать внимание зрителя. Это свидетельствует о его незаурядном таланте.

В числе основных работ художника  — живописные полотна «Пленных ведут» (1943) и созданные в соавторстве с Вольштейном М.Л. «Безработные у проходной завода ДЮМО» (1957), «Здесь шахте комсомольской быть!» (1960), «В Аральской экспедиции» (1961), «С песней о Родине» и др. Произведения Фильберта А.А. хранятся в фондах ГБУК ЛНР «Луганский художественный музей», некоторые из них экспонируются на постоянно действующей мемориальной выставке «Родная, родная, родная земля…» в Галерее искусств Луганского художественного музея.

В завершение выставки еще раз подчеркнем значимость, которую имеют произведения представленных выдающихся художников. Каждый холст, каждая деталь в их работах несут в себе любовь к земле, ее людям и традициям.