К 79-летию Победы в Великой Отечественной войне

В честь Дня Победы Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова совместно с музеями Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики представляют виртуальную выставку «Мы верили, мы знали, победим!».

Виртуальный проект объединяет идеи солидарности и дружбы, помогающих друг другу людей, предвкушающих завершение войны и возвращение к мирной жизни.

Эти работы наполнены надеждой. Даже в самые тяжелые времена есть место светлым чувствам, доброте и любви, которые помогают преодолеть все трудности.


Худоногов Ю.И. «Летят журавли». 1961 г. Холст, масло. Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова.

Худоногов Юрий Иванович (1924 — 1967) — признанный мастер сибирского пейзажа и натюрморта середины ХХ века Юрий Иванович Худоногов родился в Красноярске. В 1936-40 годах он учился в Красноярской художественной школе у Д.И. Каратанова и К.И. Матвеевой. В 1942 году ушёл на фронт. В 1944 году под Кёнигсбергом был тяжело ранен. После войны он успешно окончил Ленинградское художественное училище им. И. Н. Крамского. Преподавал в родной художественной школе и в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова. С 1952 года он активный участник краевых, республиканских, всесоюзных и международных выставок.

На картине Юрия Ивановича Худоногова «Летят журавли» изображён осенний перелет птиц, наполненный проникновенностью. Спокойствие обширного безмятежного пейзажа, который занимает около одной десятой холста, нарушаема клином журавлей, летящим вдаль на фоне заходящего солнца. Творчество Ю.И. Худогонова отличается не только смысловой глубиной, но и эмоциональной выразительностью. В этой работе эмоции передаются через композицию (например, клином журавлей, летящих по так называемой победной диагонали), пластические средства и ассоциации.


Лактионов А.И. «Письмо с фронта». 1949 г. Авторское повторение. Холст, масло. Донецкий республиканский художественный музей.

Лактионов Александр Иванович (1910-1972) — советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член АХ СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. Автор жанровых картин и портретов своих современников. Лактионову были свойственны высокое мастерство и точность рисунка, редкая способность иллюзорно точно передавать предметный облик реального мира.

Картина «Письмо с фронта» (1947, х. м., 222×115 см, Государственная Третьяковская галерея), получившая Сталинскую премию, принесла художнику всемирную славу. Картина была настолько популярна, что на протяжении 15 лет Лактионов создал 8 авторских повторений.

В коллекции Донецкого республиканского музея находится одно из первых авторских повторений, выполненное в меньшем размере, но в полном соответствии с рисунком и колористическим решением оригинала.

На картине Лактионов изобразил реальных людей: своих близких и знакомых. Прост и задушевен сюжет полотна. Раненный боец привез с фронта родным своего друга долгожданную весточку. У широко распахнутой двери собралась вся семья. Мальчик читает вслух письмо, бережно держа перед собой дорогие листки. Это письмо объединило и сблизило в общем радостном предчувствии близкой победы и семью фронтовика, и его боевого товарища, и девушку-соседку, пришедшую послушать вести с фронта.

Сам автор о произведении впоследствии скажет: «В этой картине мне хотелось показать понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Донецкий республиканский художественный музей

Музей был основан в 1939 году, как Музей изобразительного искусства.

В 1941 году в связи немецкой оккупацией Донбасса его коллекция была разграблена.

В 1960 году музей был возрожден как Сталинская картинная галерея. В 1965 году галерея получила статус музея, а в 2015 году была переименована в Донецкий республиканский художественный музей.

Собрание музея сегодня начитывает свыше 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.


Лысов И.С. «Минута молчания». Портрет полковника Зимина Николая Николаевича. 1985 г. Холст, масло. Донецкий республиканский краеведческий музей.

Лысов Иван Сысоевич — донецкий художник. Родился 25 сентября 1916 года (12 сентября 1916?), в городе Юзовка (теперь Донецк). Учился в Одесском художественное училище (1936 — 1940). Работал в отрасли станковой живописи. Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в республиканских выставках (с 1954). Основные произведения: портрет комсомольца-проходчика (1951); «Молодые шахтеры»; «О нашей бригаде» (1960) и другие. Жил и работал в городе Донецк.

На картине на фоне Мемориала «Жертвам фашизма» в г. Донецке ростовое изображение полковника Зимина Н.Н. в парадной форме с наградами.

Донецкий республиканский краеведческий музей

Отсчёт истории Донецкого республиканского краеведческого музея начинается с 1924 г. В 2024 г., музей отмечает своё столетие. За этот период фонды музея значительно расширились: если начиналось всё с собрания в 2000 единиц хранения, то сегодня количество достигло уже 200 тысяч музейных предметов. В настоящее время в собрании находятся палеонтологические и этнографические коллекции, редкие печатные издания, документы и фотографии, образцы продукции предприятий, личные вещи известных людей Донбасса.

Благодаря активной научно-просветительской деятельности и вкладу в патриотическое воспитание подрастающего поколения, Донецкий республиканский краеведческий музей является головным музеем Донецкой Народной Республики.

В его состав входят военно-исторический музей Великой Отечественной войны, Великоанадольский музей леса, Мемориальный музей С.С. Прокофьева, Мемориальный музей-усадьба В.И. Немировича-Данченко и Музей трудовой доблести Донбасса.


Домненко Г.А. «Возложение цветов». 1980- е гг. Автолитография. Художественный музей «Арт-Донбасс».

Домненко Григорий Аврамович (1928-2002) — советский художник, создатель множества работ. Живопись, оригинальная и печатная графика, акварель впечатляют разнообразием сюжетов, красок. Среди них- большое количество портретов выдающихся людей: вождей пролетариата, служителей искусства, людей рабочих специальностей. Автор тщательно изучал жизнь и деятельность изображаемых героев, чтобы передать не только внешние портретные сходства, но и черты характера. Художника отличала небывалая человеческая скромность и любовь к родному краю, которую он с трепетом перенёс на свои творения.

Автор изобразил торжественную церемонию возложения цветов к памятнику воинам-землякам, преподователям, студентам и сотрудникам Донецкого политехнического института, погибшим в Великую Отечественную войну.

Ветераны, представители интернационального студенческого братства пришли отдать дань уважения защитникам Родины, оставившим в 1941 году кафедры и аудитории, книги и конспекты, научившимся воевать и бить врага до победного конца.

Центр композиции — девушка в светлом платье, бережно кладущая гирлянду из цветов к подножию монумента. Она олицетворяет чистоту, спокойствие и счастье мирной жизни. Произведение говорит нам, что память объединяет общество, и если грянет беда, то люди разных народов сплотятся в борьбе против зла.

Художественный музей «Арт-Донбасс» города Донецка

Художественный музей «Арт-Донбасс» — современное выставочное пространство Донбасса, основанное в 2011 году. За 12 лет было организовано более 600 художественных проектов и выставок, проведенных совместно с посольствами Греции, Германии, Польши, Чехии, Франции, а также министерством культуры Российской Федерации. Музей проводит семинары, конференции, презентации, лекции, в том числе различные тематические конкурсы, встречи и пленэры.

Ежегодно музей пополняет свою коллекцию произведениями современных донецких мастеров живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства.

Сегодня «Арт-Донбасс» — не только художественная площадка для проведения выставок, арт-проектов, вернисажей, но и один из ведущих ньюсмейкеров региона.


Лысенко А.Г. «Творцы победы». 1949 г. Холст, масло. Луганский художественный музей.

Лысенко Андрей Гаврилович (1916-2000) — живописец. Заслуженный художник РСФСР (1971). Лауреат Сталинской премии (1948). Окончил Краснодарское художественное училище. В Московский художественный институт им. В.И. Сурикова был зачислен на 2 курс. Учился у А.В. Лентулова, С.В. Герасимова, И.Э. Грабаря. Один из выдающихся представителей социалистического реализма, мастер исторической картины, пейзажной и портретной живописи, его работы печатались на открытках, почтовых марках и в журналах.

В монументальной картине «Творцы победы» многофигурная композиция посвящена параду Победы на Красной площади в Москве. Название произведения удивительно ёмко и эмоционально возвышенно передаёт торжественные минуты происходящего исторического события.

Победа советского союза над гитлеровской Германией навсегда вошла в историю человечества, как акт величайшего гуманизма и беспримерной воинской доблести.

Луганский художественный музей

Государственное бюджетное учреждение культуры Луганской Народной Республики «Луганский художественный музей» — старейшее и крупнейшее в Республике учреждение культуры. Собрание его художественных ценностей восходит к коллекции Музея живописной культуры, основанной в январе 1920 г. Во время Великой Отечественной войны большая часть этой коллекции была утрачена. Из сохранившихся 27 произведений живописи 22 произведения в настоящее время находятся в фондах музея.

После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков музей заново рождается. Собственное помещение музей получил в 1951 г. на ул. Почтовая, 3 в старинном особняке, реконструированном в 1960-е гг.

В его фондах хранится более 10 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XVI-XXI вв. стран Западной Европы, России и Украины.

В 1992 г. был открыт отдел музея Галерея искусств по ул. Т Шевченко, 4, в котором размещены более 3000 произведений луганских художников, составляющих золотой фонд музейной коллекции.

В настоящее время Луганский художественный музей является центром научно-исследовательской, научно-просветительской работы, эстетического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.