History

«The Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov» is the regional Government financed Institution of Culture. It was founded in 1957 when the Krasnoyarsk Regional Museum transferred the part of its collection to give a start for a new institution. The museum was opened for public on May 1, 1958 on the ground floor of residential building (68, newspaper “Krasnoyarskiy rabochiy” (named after) Street). Its initial name was the Krasnoyarsk Regional Art Gallery.

In 1983 this Gallery was transformed into the Krasnoyarsk Art Museum named after V. I. Surikov and received two new buildings. One of them is the merchant Gadalov’s mansion which was built in the early 20th century by the project of the famous Krasnoyarsk architect V.A. Sokolovsky. It is also known due to the Norwegian polar explorer and traveler Fridtjof Nansen who stayed in this house for three days (20, Parizhskoy Commyny Street). The second premises are located on the ground floor of the residential building (12, Mira Street).

In 2017 the former I.G. Gadalov's house (which is also an object of cultural heritage of federal significance) was handed over to the museum. The building will come through restoration and repair works for the proper operation. Together with V. N. Gadalova's mansion this house will create an architectural ensemble "The Museum Area". Thus, at present moment the Krasnoyarsk Art Museum has three buildings out of four opened for the visitors.

Artworks transferred from the Krasnoyarsk Regional Museum served as basis for the collection of prerevolutionary art. Most of these works came from private collections of M.F.Kvadal’s, F.A.Vasilyev’s, K.Kh.Reykhel’s, G.I.Gurkin’s. The private art collection of P.I. Kuznetsov who was Krasnoyarsk gold miner, amateur and art connoisseur became an important part of the new museum’s collection. P.I. Kuznetsov helped Surikov materially in his studies at the Academy of Arts in the city of St. Petersburg.

After the Revolution in 1917 the collection was enlarged by means of the State Museum Collection activities. Thus, in 1929 several artworks of M.Bashkirtseva, S.Zhukovskiy, V.Makovskiy, M.Nesterov, I.Repin were transferred from the Russian State Museum. A lot of attention was paid to obtaining works of Siberian artists and above all Krasnoyarsk ones.

Since 1982 the Ministry of Culture of the RSFSR, the Ministry of Culture of the USSR and the leading museums of the country provided significant help in collecting museum objects. Due to this cooperation the Surikov museum received artworks of I. Brodskiy, A. Gerasimov, N. Dubovskiy, K. Korovin and V. Polenov.

From the very beginning the Krasnoyarsk Art Museum named after Surikov systematically enlarges its collections. Today the museum stores and exhibits the unique collections of the works of fine arts.

The museum’s collection is divided on four sections: 1) Russian Fine Arts, XVIII-XIX centuries, 2) Fine Arts, XX-XXI centuries, 3) Western European Fine Arts, 4) Applied Arts and Crafts.

The Russian Fine Arts section of the XVIII-XIX centuries includes:

  • Old Russian icons like “The Annunciation” by Vasiliy Ivanov (Maksimov), Icons of Our Lady of Kazan, Archangel Michael, “Paraskeva Pyatnitsa”, “John the Baptist - The Angel of the Desert” and so on.
  • Russian fine art of given centuries is presented by works of I.E. Repin, I.K. Aivazovsky, V.A. Tropinin, I.F. Khrutsky, A.A. Ivanova, A.P. Bogolyubov, K.E. Makovsky, I.N. Kramskoy, I.I. Shishkin, etc.
  • The unique part of this section is the collection of V.I. Surikov’s works such as the first variant of “View of the monument to Peter the Great on the Senate Square in St. Petersburg”, “The Merciful Samaritan”, “Anfisa”, “Annunciation”, “Nun”. Also, the are some etudes: "The Princess's Visit to the Nunnery", "Plash out on the Yenisei", "Gurzuf", "Surf", etc.
  • Original graphic works of Russian masters like N.K. Roerich, Z.E. Serebryakova, N.A. Benois, A.K. Savrasov and others.
  • Russian engravings and lithographs such as Shishkin’s etchings, engravings of VA. Bobrova and N.I. Utkin, woodcuts of V.V. Korenev, works of V.E. Makovsky, N.S. Mosolova, V.A. Serov and others.

The collection of the Fine Arts of XX-XXI centuries is presented by paintings, sculpture and graphics

Paintings:

  • Works by Russian masters such as V.V. Kandinsky, K.S. Malevich, A.M. Rodchenko, L.S. Popova, P.P. Konchalovsky, I.E. Grabar, V.V. Lebedev, S.V. Gerasimov, V.F. Stozharov, Yu.M. Vasnetsov, TN. Yablonskaya, E.E. Moiseenko, A.A. Mylnikov, P.P. Ossovsky, D.D. Zhilinsky and others.
  • The vast amount of the contemporary art works is made by different generations of Krasnoyarsk artists like D.I. Karatanov, A.P. Lekarenko, V.V. Meshkov, Yu.I. Khudonogov, S.E. Orlov, Yu.D. Deev, A.G. Pozdeev, B.Ya. Ryauzov, Т.V. Ryannel, V.A. Sergin.
  • Sculpture sub-collection is represented by the works of M.K. Anikushin, O.K. Komova, B.A. Svinin, L.E. Kerbel, V.I. Ingala and others.

Graphics:

  • Works of G.S. Vereisky, K.I. Rudakova, A.A. Plastova, P.A. Shillingovsky, A.F. Pakhomova, E.I. Charushina, G.D. Epifanova.
  • Printed graphics collection includes works of A.P. Ostroumova-Lebedeva, K.I. Rudakov, Y.A. Vasnetsov, A.F. Pakhomov, G.D. Epifanov, E.I. Charushin and others.

The section of Western European Fine Art of XVIII-XX centuries includes following sub-collections:

  • Paintings by Karl von Blaas, Pierre-Joseph Dedre-Dorsey, Louis Eduard Dubuf, Ludwig Gendlek, Jean-Marc Nattier, and others.
  • Engravings and lithography by E. Sadeler, J. Cullot, S. della Bella, M. Engelbrecht, G. de Leressa, J. Edelinka, J. Odrana, F. Poualle, N. Dorigny, P.A. Tree, J. Shero, N.-A. Tardieu, L. Kars, J. Volkema, J.-F. Bovarle, R. Strange, I. H. Reinhart, and others.
  • Original Western European graphics (the watercolors of T.-U. Atkinson, etc.)

The collection of Applied Arts and Crafts is presented by:

  • Examples of Russian professional artworks in area of applied arts and crafts. This part of collection includes works by P.E. Smirnov, G.A. Antonova, D.N. and L.N. Shushkanovs, G.D. Shulyaka, D.E. Gorlov, V.P. Orekhova, A.Y. Stepanova, S.D. and V.V. Lozinsky, S.G. Anikin, L.R. Afanasyeva, V.A. Maloletkova and others.
  • The collection of Russian national crafts: Gzhel’s porcelain, Dulyovo, Kaslin’s casting, skopin’s ceramics, Abashevskaya, Bogorodskaya, Dymkovo, Romanov, Filimonovskaya toys, Gorodets, Khokhloma paintings, artistic varnishes (Palekh, Kholui, Mstera, Fedoskino) and many others; Works of such masters as G.K. Bureyeva, A.D. Brzezickaya, N.A. Malysheva, A.V. Kurbatova, E.P. Smirnova, E.A. Janson-Manizer et al.
  • The collection of professional arts and crafts of Siberia and the Krasnoyarsk Territory, which includes works by A.M. Tkachev, I.F. Vasilyeva, S.A. Hakhonina, S.E. Anufriev, I.G. Okrukh, S.M. Ginter, A.S. Moskvitin, A.Y. Migas and others.
  • Folk art of Siberia (Khakassia, Tuva, Chukotka, Taimyr, Evenkia) and particularly Krasnoyarsk territory; works of masters R. Ryrmetagin, H.K. Doibuhaa, Huvata, E. Yanku and others.

Currently, the museum performs not only functions of collecting, storing, exhibiting and studying art objects but also strives to be an educational center. We develop various educational programs and unique cultural activities: lectures, museum lessons, music and art evenings, presentations, competitions, master-classes, quizzes and much more.

At the same time we organize art exhibitions in cooperation with major museums such as the State Tretyakov Gallery, the Pushkin State Museum of Fine Arts, the State Russian Museum, the State Hermitage and the State Historical Museum. Together with its partners the Krasnoyarsk Surikov Art Museum shows Krasnoyarsk citizens and visitors the great achievements of the world artistic culture in its best examples.

Our further tasks on museum’s development are building relationships with visitors and creating comfortable atmosphere for gaining knowledge and good impressions. This will be the next step in our aesthetic and spiritual development because the motto of the museum is "Open your heart to beauty!".

The museum’s awards

International prize "Golden Palm" for the international program "Partnership for the sake of Progress" (Paris, France, 1997)
International Prize "Grand Prix" – for the participation in International exhibitions” (Paris, France, 1999)

In 1999, the Krasnoyarsk Surikov Art Museum was among the best 20 museums in Russia ("The Museum of the Year").

2014 - Krasnoyarsk Surikov Art Museum won the contest "The Best Municipal Museum of 2013", announced by the Non-profit Foundation for the Promotion of Culture and Arts with the financial support of the Publishing House "Panorama" in the nomination "Educational Project" - "Cutting The heart of beauty."

Краевое государственное бюджетное учреждение «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова» основано в 1957 году на основе части коллекций, переданных Красноярским краевым краеведческим музеем. Музей открыт для посещения в мае 1958 года на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного дома (пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 68), первоначальное название «Красноярская краевая художественная галерея».

В 1983 году Красноярская художественная галерея преобразована в Красноярский художественный музей, которому было присвоено имя В.И. Сурикова. Музею передано два новых помещения. Одно из них – бывший особняк В.Н. Гадаловой, построенный в начале ХХ века архитектором В.А.Соколовским, памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения. В 1913 году в этом доме на три дня останавливался известный норвежский полярный исследователь и путешественник Фритьоф Нансен (ул. Парижской коммуны, 20).

Второе помещение – первый этаж жилого здания (пр.Мира, 12). В 2017 году музею передан бывший дом купца И.Г. Гадалова, объект культурного наследия федерального значения. Для эксплуатации здания предусмотрены реставрация и ремонт. В будущем, это здание совместно с особняком В.Н.Гадаловой составит архитектурный ансамбль «Музейный квартал». Таким образом, в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова в настоящее время открыты для посетителей три здания из четырех.

Работы, поступившие из Красноярского краевого краеведческого музея, положили основу коллекции дореволюционного периода  художественного музея, в основном, из частных собраний М.Ф. Квадаля, Ф.А. Васильева, К.Х. Рейхеля, Г.И. Гуркина. Значительную часть художественной коллекции составляли произведения, собранные красноярским золотопромышленником, любителем и ценителем искусства П.И. Кузнецовым, помогавшим материально В.И.Сурикову в годы учебы в Академии художеств в городе Санкт-Петербурге. После революционных событий 1917 года пополнение коллекции осуществлялось через Государственный музейный фонд. Так в 1929 г. от Государственного Русского музея поступили работы М. Башкирцевой, С. Жуковского, В. Маковского, М. Нестерова, И. Репина и других художников. Большое внимание уделялось собиранию произведений сибирских, и, прежде всего, красноярских художников.

С 1982 года значительную помощь в собирательской деятельности музея оказывали Министерство культуры РСФСР, Министерство культуры СССР, ведущие музеи страны. Таким образом, в музей  поступили произведения И. Бродского, А. Герасимова, Н. Дубовского, К. Коровина, В. Поленова.

С первых лет своего существования Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова продолжает планомерную работу по пополнению своих фондов.

В настоящее время музей обладает уникальными коллекциями произведений изобразительного искусства.

Коллекция музея состоит из 4-х разделов (русское искусство XVIII-XIX вв., искусство XX-XXI вв., западноевропейское искусство XVIII-XX вв., декоративно-прикладное искусство).

Раздел русского искусства XVIII-XIX вв. представлен:

  • коллекцией поздней русской иконы, которая включает икону «Благовещение» Василия Иванова (Максимова), икону Богоматери «Казанская», икону «Архистратиг Михаил Грозный Воевода», икону «Параскева Пятница», икону «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», икону «Богоматерь из Деисуса» и др.
  • коллекцией русской живописи XVIII – XIX вв., которая включает произведения И.Е. Репина, И.К. Айвазовского, В.А. Тропинина, И.Ф. Хруцкого, К.А. Коровина, А.П. Боголюбова, К.Е. Маковского, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина и др.
  • коллекцией произведений В.И. Сурикова, в т.ч. первый вариант картины «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», «Милосердный самарянин», «Анфиса», «Благовещение», «Монахиня». Этюд к картине «Посещение царевной женского монастыря», этюды «Плашкоут на Енисее» и «Гурзуф», «Прибой» и др.
  • коллекцией оригинальной графики русских мастеров, которая включает произведения Н.К. Рериха, З.Е. Серебряковой, Н.А. Бенуа, А.К. Саврасова и др.
  • коллекцией русской гравюры и литографии XVIII – начала XX вв., в т.ч. офорты И.И. Шишкина, гравюры В.А. Боброва, Н.И. Уткина, ксилографии В.В. Коренева, работы В.Е. Маковского, Н.С. Мосолова, В.А. Серова и др.

Раздел искусства ХХ – ХХI вв. включает живопись, скульптуру, графику

Живопись XX – ХXI вв. представлена:

  • коллекцией произведений российских мастеров таких, как В.В. Кандинский,  К.С. Малевич,  А.М. Родченк,  Л.С. Попова, П.П. Кончаловский,  И.Э. Грабарь,  В.В. Лебедев,   С.В. Герасимов, В.Ф. Стожаров, Ю.М. Васнецов, Т.Н. Яблонская, Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, П.П. Оссовский, Д.Д. Жилинский и др.
  • коллекцией картин художников Красноярского края, в которую входят произведения Ю.И. Худоногова, А.Г. Поздеева, Б.Я. Ряузова, Т.В. Ряннеля и др.
  • Скульптура XX – ХXI вв. представлена произведениями Аникушина М.К., Комова О.К.,  Свинина Б.А., Кербеля Л.Е., Ингала В.И. и др.

Графика XX – ХXI вв. представлена:

  • коллекцией рисунка, в т.ч. работы Г.С. Верейского, К.И. Рудакова, А.А. Пластова, П.А. Шиллинговского, А.Ф. Пахомова, Е.И. Чарушина, Г.Д. Епифанова и др.
  • коллекцией печатной графики, в которую входят работы А.П. Остроумовой – Лебедевой, К.И. Рудакова, Ю.А. Васнецова, А.Ф. Пахомова,Г.Д. Епифанова, Е.И. Чарушина и др.

Раздел западноевропейского искусства XVIII-XX вв. представлен:

  • коллекцией западноевропейской живописи, в которую входят картины Карла фон Блааса, Пьера-Жозефа Дедре-Дорси, Луи Эдуарда Дюбюфа, Людвига Гендлека, Жан-Марк Наттье и др.
  • коллекцией западноевропейской гравюры и литографии, в т.ч. работы Э. Саделера, Ж. Калло, С. делла Белла, М. Энгельбрехта, Г. де Лересса, Ж. Эделинка, Ж.  Одрана, Ф. Пуальи, Н. Дориньи, П.А. Древе, Ж. Шеро, Н.-А. Тардье, Л. Карса, Я. Фолькема, Ж.-Ф. Боварле, Р. Стренджа, И. Х. Рейнхарта и др.
  • коллекцией оригинальной западноевропейской графики, в которую входят акварели Т.-У. Аткинсона и др.

Раздел декоративно-прикладного искусства представлен:

  • коллекцией профессионального декоративно-прикладного искусства России, в т.ч. произведения П.Е. Смирнова, Г.А. Антоновой, Д.Н. и Л.Н. Шушкановых, Г.Д. Шуляка, Д.Е. Горлова, В.П. Ореховой, А.Я. Степановой, С.Д. и В.В. Лозинских, С.Г. Аникина, Л.Р. Афанасьевой, В.А. Малолеткова и др.
  • коллекцией художественных промыслов России, содержащей фарфор Гжели, Дулёво, каслинское литьё, скопинскую керамику, абашевскую, богородскую, дымковскую, романовскую,  филимоновскую и др. игрушки, городецкую, хохломскую роспись, художественные лаки (Палех, Холуй, Мстёра, Федоскино) и мн. др.; работы мастеров Г.К. Буреева, А.Д. Бржезицкой, Н.А. Малышевой, А.В. Курбатовой, Е.П. Смирнова,  Е.А. Янсон-Манизер и др.
  • коллекцией профессионального декоративно-прикладного искусства Сибири и Красноярского края, в состав которой входят произведения А.М. Ткачёва, И.Ф. Васильевой, С.А. Хахонина, С.Е. Ануфриева, И.Г. Окрух, С.М. Гинтер, А.С. Москвитина, А.Я. Мигаса и др.
  • коллекцией народного искусства Сибири и Красноярского края, в т.ч. работы мастеров Хакасии, Тувы, Чукотки, Таймыра, Эвенкии – Р. Рырметагина, Х.К. Дойбухаа, Хувата, Е. Янку и др.

В настоящее время музей не только достойно выполняет функции собирания, хранения, экспонирования и изучения предметов искусства, но и одновременно стремится быть центром просвещения, разрабатывающим всевозможные образовательные программы, уникальные мероприятия культурного досуга: лекции, музейные уроки, музыкально-художественные вечера, презентации, конкурсы, мастер-классы, викторины и многое другое.

Сотрудничая с крупнейшими музеями – организаторами художественных выставок, такими как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Красноярский художественный музей имени В.И.Сурикова открывает нескольким поколениям красноярских зрителей великие достижения мировой художественной культуры в ее лучших образцах.

Одной из задач музея, определяющей пути развития, является построение отношений со своим посетителем, создание комфортной атмосферы для получения знаний и впечатлений, которые станут еще одним шагом в эстетическом и духовном развитии. Девиз музея: «Раскрой сердце красоте!».

Награды музея

Международный приз «Золотая пальма» – по линии международной программы «Партнерство ради прогресса»
(Париж, Франция, 1997 г.)
Международный Приз «Гран-при» – за участие
в крупных международных выставках
(Париж, Франция, 1999 г.)

В 1999 году Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова вошел в число 20 лучших музеев России «Музей года».

2014 год – Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова – победитель смотра-конкурса «Лучший муниципальный музей 2013 года», объявленного Некоммерческим Фондом содействия развитию культуры и искусства при финансовой поддержке Издательского Дома «Панорама» в номинации «Образовательный проект» – «Раскрой сердце красоте».

 
СФУ    ::    КГАУ ККФПННТД    ::    ЗАКУПКИ    ::    О ПРОЕКТЕ    ::    НАШИ ПАРТНЕРЫ    ::    ДОКУМЕНТЫ